ailev пишет про танцы:
Танец обычно ассоциируется с телом, но если поговорить с танцорами (особенно с преподавателями танцев, которым нужно быстро научить кого-то танцевать -- и желательно до уровня "чемпионов"), то окажется, что танцует и тренируется мозг, а тело ему постепенно подчиняется. В мозгу же происходит специфическое мышление: танцевальные мысли, как и мысли системного мышления, математики и всего остального, могут быть осознанными или не осознанными, мышление это живёт не в каждом отдельном танцоре, а в культуре ("промеж людей", мышление нельзя обсуждать в птолемеевской модели человека -- даже если речь идёт о соло-танцоре).
[...] хороший танцор мыслит о движениях не произвольным образом, а весьма определённым. И этому мышленю тоже можно учить, и учить явно. Разница в явном (через внятные объяснения принципов и затем через специально подобранные упражнения) и неявном ("на лучших образцах", по принципу "делай как я", т.е. чисто на зеркальных нейронах, "как обезьянки") обучении обычно в пять раз по времени. Если вы не хотите учить впятеро быстрей, то вам не нужно "учить через осознанность", и дальше можно было бы и не говорить об этом
Если заменить слово "танец" на "единоборство" -- будет всё тоже самое. В принципе, я писал о подобном в "эссе о единоборствах", когда говорил о культуре и опыте: как они возникают, как передаются, как теряются. Но хорошее повтори и ещё раз повтори.