Изначально еврейская община в Индии сложилась из потомков трех волн эмиграции. В 175 г. до н.э. эмигранты из Галилеи обосновались в районе нынешнего Бомбея. Они называли себя «бене израиль» (бней исраэль?), или «белыми евреями», поскольку полагали, что сохранили чистоту крови. Я не уверен, что эти данные точнее - связям индусов и евреев южной Аравии (Йемена) гораздо больше лет. Евреям из Йемена нравились индийские девушки и те отвечали им взаимностью.
В 72 г. н.э., после разрушения иерусалимского Храма римским императором Титом, на Малабарском побережье Кералы высадилась еще одна группа еврейских беженцев. Они обосновались в городе Кочин, где до сих пор сохранился еврейский квартал и где расположено несколько синагог, многие из которых ныне не действуют. Эта группа смешивалась с местным населением и называлась кочини по месту жительства или «черными евреями» по происхождению. Сами себя они считают прямыми потомками Авраама. Здесь осталось всего 46 семей - в основном представителей старшего поколения.
В Калькутте проживают 175 семей евреев-багдади, которые считают себя высшими по статусу и свысока относятся к другим группам евреев. Багдади переселились в Индию из Ирака в XVIII в. - британской Ост-Индской компании требовались грамотные менеджеры и они провели оргнабор в еврейской общине.
На северо-востоке Индии появились две новые группы евреев - этническая группа из числа мейтхеев численностью в 4300 человек, живущая на границе Манипура и Мизорама, объявила, что они являются потомками одного из 10 колен Израилевых, потерянных два тысячелетия назад, и обратилась к правительству Индии и Индийскому еврейскому совету с просьбой признать их таковыми.
Евреями объявили себя около двух миллионов человек из племени чинкуки, проживающих в штатах Мегхалая и Мизорам. В столице Мизорама городе Айджал даже появилась Сионская улица. У этой группы есть свои раввины, построены синагоги, изучается Тора. В пищу они употребляют кошерное мясо. Чинкуки считают себя потомками еврейского пророка по имени Манмаси, или Манаши (видимо, имеется в виду старший сын Иосифа Манассия). Правда, по внешнему виду и укладу жизни они ничем не отличаются от окружающего населения монголоидной расы.
Правительство Израиля не признает эти группы евреями и не выдает им разрешений на переезд в Израиль, хотя несколько представителей этих «утраченных колен Израилевых» были приглашены в страну предков для изучения Торы и знакомства с жизнью израильтян. Общение с этими племенами затрудняется тем, что они живут в районах, для посещения которых необходимо получить специальное разрешение индийских властей, поскольку здесь действуют вооруженные сепаратистские группы и часто случаются террористические акты.
Рецепт панира от еврейской община Мумбая. Более традиционный панир - свежеприготовленный сыр готовится сквашиванием цельного молока. Решение "зачем самому делать, если можно купить?" вполне в духе.
Сааг Панир
Топленое сливочное маслос (ги) или оливковое масло - 3 ст.л
Репчатый лук - 1 шт, мелко измельченый
Шалот 2 шт, рубленый
Чеснок 2 зубчика, рубленый
Имбирь свежий, 1 ч.л. тертый
Гарам масала 1ч.л.
Шпинат 1 кг, крупно нарезанный
Вода ½ чашки (белое сухое вино)
Соль и перец по вкусу
Сливочное масло 2 ст.л. или жирные сливки
Козий сыр «шеврет» 150 г (или аналогичный сыр)
Рис «басмати» в качестве «гарнира».
В толстодонной кастрюле разогреть масло и карамелизовать на среднем огне лук (10 мин). Увеличить нагрев, добавить шалот, чеснок, имбирь, тушить 5 мин. Добавить карри и специи.
Добавить воду или белое вино и деглазировать кастрюлю. Добавить соль и перец. Кипятить, не накрывая крышкой, пока жидкость не выпарится до половины. Добавить половину шпината, кипятить, накрыв крышкой 2-3 минуты. Количество зелени уменьшится. Добавить вторую половину шпината. Накрыть крышкой и варить еще 5-10 минут. Выправить вкус на соль и специи.
Подавать, положив рис на тарелки, положить тушеную зелень сверху. Добавить в каждую порцию козий сыр, «нарезанный» скребком для сыра. К паниру подается лепешка хлеба и соус-салат «раита» из козьего или коровьего йогурта.