Одно лишь упоминание караимов в книге о «еврейском путешествии» способно скандализировать общество. Одна из исторических версий - караимы - тюркоязычный народ, предки шумеров, веровали в единого Бога еще до Авраама. После раскола на религиозной почве часть караимов двинулась на юг Месопотамии, из них и вышли шумеры. Другая часть пошла на север, достигнув нынешнего Дагестана образовали Хазарский каганат. После падения Хазарии часть караимов осталась жить в Крыму.
По другой версии в 760 г. освободился пост экзиларха - главы еврейской общины в Вавилоне. Претендентами были два брата Анан и Ханания. Ученые еврейских академий в Суре и Пумбедите поддержали Хананию, что обидело и возмутило вольнодумца Анана. Отвергая Устный Закон - Мишну, Анан и его последователи обесценивали многовековую работу раввинов (собрать Мишну, записать Мишну, составить Гемару - комментарий к Мишне). Последователи сектанта называли себя сначала ананиты, потом караимы (от «коре» - писать).
Еще одна легенда, за достоверность которой ручаться не могу, связана с событиями Великой Отечественной войны. После захвата гитлеровскими войсками Крыма началось нацистское «решение» еврейского вопроса. Лидеры караимской общины Крыма пробились на прием в гестапо с заявлением: «Какие же мы евреи? У нас и вера своя, и происхождение другое - мы же от тюрков и татар происходим, а в Крыму так, мимоходом, задержались …» Пока недоуменные фашисты списывались с Берлином, решая судьбу караимов, советские войска освободили Крым.
Надвигалась другая беда - НКВД массово высылало крымских татар в сибирскую тайгу и казахстанские степи, вагоны-теплушки стояли наготове. Лидеры караимов обратились к руководству наркомата: «Какие же мы татары? У нас и Тора, и синагоги, и молебны на иврите. Нас выселять нельзя!» И остались караимы в Крыму, провожая соседей в дальнюю дорогу.
Караимы почитают ТаНаХ (Тору) как единственный источник религиозной истины. Отрицая авторитет Талмуда, караимы отличаются от евреев-талмудистов в законах кашрута и ритуальной чистоты, обряде обрезания, брачном законодательстве, правилах ритуального забоя скота, религиозном календаре и др.
Принч беджирмэкнен пастасы
Чечевица - 1 стакан
Рис - 1 стакан
Вода 4 стакана
Масло топленое 3 ст.л.
Соль по вкусу
Чечевицу перебрать, промыть, замочить в теплой воде на 3-4 мин. Воду слить, чечевицу промыть и, залив 4 стаканами воды, поставить на слабый огонь, варить до полуготовности. Добавить перебранный и промытый рис, топленое масло, соль, накрыть плотно тяжелой крышкой, варить до готовности риса. Огонь погасить, крышку не открывать, дать устояться на плите еще 12 минут, каша будет готова. Подавать как самостоятельное блюдо или как гарнир к мясу.
Кабак долмасы
Баранина 500 г
Кабачки 1 кг
Рис 2 ст.л.
Масло растит. 100 г
Лук репчатый 2 шт. среднего размера
Яйцо 2 шт.
Помидоры 200 г
Мука 2 ст.л.
Соль, перец, зелень (петрушка, укроп) по вкусу
Кабачки помыть, разрезать пополам, очистить кожицу, отрезать верхушки, ложкой выбрать сердцевину. Рис перебрать, промыть, залить водой. Из мяса приготовить фарш, смешать с рисом, добавив поджаренный лук, помидоры или томат, посолить, поперчить, все хорошо перемещать - фарш не должен быть густым. Наполнить кабачки фаршем, прикрыв открытую сторону срезанной верхушкой, положить их на сковороду с маслом, поджарить со всех сторон, уложить в котелок или глубокую сковороду. На оставшемся масле поджарить мелко нарезанный лук, добавив немного муки, красный перец, очищенные от кожицы и нарезанные помидоры, все потушить, подлить кипяченую воду или бульон. Полученным соусом залить кабачки, посыпать нарезанной зеленью петрушки и укропа, посолить, тушить под крышкой на медленном огне до готовности. Подается со сметаной.