День третий в Белорусии принес приятный сюрприз - нам удалось посетить один из красивейших заброшенных памятников архитектуры: каплицу-усыпальницу Ожешко, что находится в Дрогиченском районе, Брестской области. На территории России я ничего подобного не видел, да и в Белоруссии тоже.
Усыпальница находится в деревне Закозель, чисто и ухоженной, как многие населенные пункты Белой Руси. Неудивительно, что абандон такой же аккуратный и, в целом, в неплохой сохранности, и это при полностью свободном доступе.
Каплица-усыпальница построена в 1849 году по проекту архитектора Франтишека Ящольда. Фасад украшают два массивных чугунных щита с гербами двух ветвей знаменитого рода.
Каплица была замечена археологами, которые предполагали, что ее давно разграбили. Однако, к величайшему удивлению, в склепе, под каплицей, были обнаружены человеческие останки, которые захоронили недалеко от усыпальницы. Несметное количество деталей интерьера, части статуй, бронзовое литье и многое другое. Увидеть эти артефакты можно в
Брестском областном краеведческом музее.
Ради этого кадра пришлось по щиколотку провалиться в прудик, но, пожалуй, оно того стоило.
Место потрясающе живописное, здесь бы без спешки поснимать бы часов в пять утра, когда разливается низкий боковой свет восходящего солнца и еще клубится утренний туман. Довольно романтичные картины встают перед глазами, жаль не изобрели еще телепорт Х(
Резонно, что эта табличка никого не остановит.
Прекрасно сохранилась оконные решетки, частично уцелела декоративная лепнина. Однако, учитывая отсутствие явной охраны, заброшка демонстрирует неплохое состояние. Внутри есть некоторое количества бытового мусора (не включенного ни в этот, ни в последующие кадры), но если сравнивать с картинами "засоров" в Российских абандонах, то здесь почти стерильно.
Пока у здания есть крыша и не случались пожары - его состояние будет регрессировать довольно медленно.
На некоторых сайтах я обнаружил данные, касающиеся реставрации, однако ничего упорядоченного выделить не могу.
Ремарка по поводу технической стороны снимка: все путешествие в Белоруссию снято на Canon 7D. К сожалению, ее динамического диапазона не хватило, чтоб адекватно вытянуть из raw-файла области теней.
Внимание к деталям. (Это уже элементы декора наружных стен.)
У меня есть привычка, продиктованная необходимостью: проходить по месту съемки несколько раз: снимая сначала на ширик, потом на телик (два самых любимых фокусных), а потом на все оставшееся. Поэтому вокруг усыпальницы было намотано несколько кругов, что заняло не меньше полутора часов. С поиском планов, деталей и ракурсов.
Усыпальница и парк, в котором она находится, огорожены декоративным низеньким забором, территорию никто не охраняет, но внутри нет мусора. Ну почти нет, пару оберток от мороженного, что я там нашел, прихватил с собой до ближайшей мусорки.
После того, как нефотографирующая часть группы успела основательно заскучать, мы таки прекратили сканировать местность, погрузились в транспорт и убыли в славный город Пинск, Брестской области.
Там нас тоже ждал сюрприз прямо противоположного свойства, нежели в деревне Закозель и имя этому сюрпризу: кафе-бар Печки-Лавочки.
Запомните хорошенько эту вывеску и если будете на месте, подальше обходите это заведение, если вы только не фанат блюд с "выдержкой" из винтажных ингридиентов, свежесть которых - предмет для изучения археологами. Если проще, то берегите желудки, там все несвежее.
Все, больше ни слова о грустном, все-таки репутация одного заведения не должна ложиться пятном на все предприятия общественного питания в городе.
Обелиск, посвященный Великой Отечественной Войне.
Визитная карточка города - монастырь францисканцев.
Это первый католический монастырь на территории Беларуси.
История монастыря началась в 1396 году, когда на этом месте монахами католического ордена францисканцев был построен первый деревянный монастырь. С тех пор он много раз горел, отстраивался, опять горел (1618, 1648, 1706), пока в 1730 году над рекой Пиной не вознесся привычный двухбашенный силуэт Пинского кафедрального костела Вознесения Пресвятой Девы Марии, и чуть позже каменные корпуса монастыря.
Полесский драматический театр. Размещается в здании бывшего кинотеатра "Родина", а ранее кинематографа "Казино". Само здание, построенное в 19 веке, реконструировано.
Местный.
- Шпроты есть? А если найду?
Городок обустраивается. По соседству со старинной застройкой поднимаются новые дома-грибочки.
А мы идем по улицам, вертим головами и вслух вопрошаем: и где эта ваши обещанные достопримечательности?!
И только вернувшись в Москву и изучив викимапию, я понимаю, что мы бродили вокруг да около и прошли по соседним улицам рядом с кучей интересных мест, но так их и не увидели.
Полесский государственный университет.
Беспрецедентный по красоте цветового и фактурного решения памятник.
Вы тоже сразу о кабачковой икре подумали?
Усталые путники, прикорнувшие на набережной, взывают к высшим силам с помощью голосового поиска Goggle.
Потружусь пояснить, иначе предложение выше так и останется понятным лишь четырем участникам события. Мы устали, проголодались (после неудачного визита в недокафе), Саша (наш водитель) хотел спать, а нигде как назло не было замечено ни одной кофейни... В один из моментов я достал планшет, запустил гугл-мап с голосовым поиском и произнес вслух, обращаясь к устройству: "нам нужен кофе!". На меня посмотрели... ну а как еще на меня могли посмотреть окружающие? Когда мы отсмеялись, я скорректировал запрос до просто "кофе". В результате мы выяснили, что нам есть ради чего вставать с нагретых скамеек и идти обратно в центр.
На пути к цели обращаем внимание на вывески: название лаконичное, по делу, без выкрутасов.
После заправки кофе, шоколадом и коньяком группа неспешно вылетела в Старые пески.
На северном берегу озера Черное, на пологом холме находится памятник архитектуры классицизма и садово-паркового искусства пейзажного стиля - бывшая помещичья усадьба Пусловских. Усадебный комплекс сформирован в конце XIX - начале XX вв. при Казимире Михайловиче Пусловском. Впоследствии, до 1939 года, имение переходило от одного наследника к другому, усадьба продолжала застраиваться и расширяться.
Рисунок
asteria_alte.
Каменные ворота, оформлявшие въезд в усадьбу, построены в стиле неоготики. Ворота фланкированы круглыми в сечении башнями, завершающимися зубчатым обрамлением, и имеют в центре проезд в виде широкой стрельчатой арки, которая раньше была снабжена подъёмным мостом. Ворота завершаются двухступенчатым зубчатым аттиком. Стены декорированы рельефными поясами, гирьками, крестами, гербами, геометрическим орнаментом. К воротам примыкает одноэтажное караульное помещение, также декорированное зубчатым парапетом и стрельчатой аркатурой.
Тоже достопримечательность.
Котэ в ГРИПе.
Свободно спланированный архитектурно-парковый комплекс до середины XIX включал расположенный на холме усадебный дом (не сохранился), въездные ворота, спиртзавод, конюшню, хозяйственные постройки. Перед усадебным домом был разбит парк и простиралось озеро.
Снова набрсок
asteria_alte.
Смеркалось.
Я такое видел только в Белорусии: кресты у дорог украшают лентами.
Люблю акварель в расфокусе.
Сюрреалистичные закатные поля.
_milez_, застигнутая в процессе рождения шедевра.
Мы довольно долго колесили перед Брестом, пытаясь заселиться, однако перед девятым мая все было забито под завязку. Уже глубокой ночью мы остановились в гостинице-кемпинге, больше всего напоминающую интерьерами переоснащенную турбазу. Перекусили и массово отошли ко сну, чтоб завтра с новыми силами выехать в Брест.
Впереди завершающий отчет о дне четвертом. Оставайтесь на связи!