Здоровье

Sep 09, 2015 10:20


Куда девать просроченные лекарства

Оказывается, две трети белорусов покупают больше лекарств, чем им это необходимо, у трети - утратившие свойства лекарства образуются при обновлении домашней аптечки. Каждый седьмой житель страны обнаруживает просроченные/испорченные лекарства, обновляя автомобильные аптечки. И куда, по-вашему, девается все это «добро»? Не трудно догадаться - отправляется в мусорное ведро. Подтвердил это и июньский социологический опрос, обнародованный Центром экологических решений: в смешанный мусор отправляют непригодные лекарства более 74% белорусов. Затем он вывозится на мусорные полигоны.



Понятно, что неиспользованные фармпрепараты могут нанести (и наносят) окружающей среде (а соответственно - и здоровью), немалый вред. И мировая общественность этим обеспокоена. Основная проблема заключается в самом существовании таких отходов. Решается она в каждой стране по-разному. В нашей - вообще отсутствует система сбора и утилизации непригодных лекарственных препаратов у населения.

В начале сентября в Минске по инициативе Центра экологических решений было организовано обсуждение данной проблемы. Участвовали представители заинтересованных министерств и ведомств. К сожалению, фармпроизводителей среди них не было, а очень хотелось услышать их мнение по существу обсуждаемого вопроса.

Не в джунглях живем

Реальных предложений по решению проблемы сбора и утилизации медицинских отходов у населения в выступлениях я так и не услышала. Зато узнала немало любопытного про отношение белорусов к лекарствам с просроченным сроком годности. Подвергать сомнению результаты исследования огулом не буду, но некоторые моменты, мягко говоря, вызвали недоумение. Сотрудница программы по химической безопасности и отходам Центра экологических решений Наталья Блыщик утверждала, что население у нас мало информировано о взаимосвязи между непригодными фармпрепаратами и загрязнением окружающей среды. На мой взгляд, так утверждать по меньшей мере некорректно. Сегодня даже первоклассник знает, что выброшенные куда попало лекарства вредят окружающей среде.

Чаще всего белорусы покупают таблетки, реже - растительные препараты.
Больше другихлекарств населением востребованы
анальгетики и антибактериальные препараты.

Озвученные меры по предотвращению накопления лишних лекарств в домашних аптечках, вызвали улыбку не только у меня: приобретайте строго необходимое количество лекарственных препаратов, назначенных для лечения; при длительном лечении покупайте их с учетом срока годности; не закупайте лекарства впрок и т.д. Кто-то всерьез полагает, что, к примеру, вместо одной упаковки назначенных мне дорогущих антибиотиков, я стану запасаться ими на всю ближайшую пятилетку? Вот просто некуда мене больше потратить свои кровные, кроме как купить на них лекарства. На всякий случай.

Смешать таблетки с кофе?..

А вот как рекомендуется населению избавляться от просроченных лекарств: «…таблетки следует извлечь из упаковки, измельчить и смешать, например, с кофе и поместить в герметичную упаковку. Это исключит возможность случайного повторного употребления лекарств…». Вспомнили, сколько стоит банка кофе?.. Нет, я не спорю, возможно какие-то из этих советов имеет право на жизнь, но надо же хоть немного привязываться к реальности? Не при капитализме, чай, живем.

Говорила Наталья еще и об улучшении взаимодействия врачей и пациентов. Мол, это тоже поспособствовало бы снижению накопления лекарств. Вот тут согласна, но только сработает это в том случае, когда производители лекарств повернутся лицом к потребителям и предусмотрят разные объемы выпуска. Из собственного опыта: ни ризу назначенные врачом мази мною не использовались полностью. Половина (а иногда и процентов 70 тюбика) всегда остается, а по истечении срока годности - выбрасывается. С таблетками - аналогично. Но где взять пробники, чтобы убедиться, что лекарство тебе подходит?

… а может назад в аптеку?

С тем, что просроченные лекарства нужно утилизировать в специальные контейнеры, а не разбрасывать где попало, население в большинстве своем согласно, рассказала Наталья Блыщик. Даже есть пожелания, где их можно разестить - например, в аптеках, но при этом ответственность за схемы сбора не должна возлагаться исключительно на аптеки. В странах, где такое происходит, системы менее эффективны, поскольку фармацевты и аптеки не считают обязанными предлагать клиентам бесплатную услуг, которая, к тому же, налагает на них (аптеки) дополнительные расходы.

Согласно исследованиям, за 2014 год в Беларуси продано более
348 миллионовупаковок лекарственных средств,
т.е. примерно 35-36 - на одного человека.

Уничтожение - дело не дешевое

Заведующая лабораторией профилактической и экологической токсикологии РУП «Научно-практический центр гигиены» Ирина Ильюкова заострила внимание на проблемах, с которыми сталкиваются медучреждения. По ее информации в Беларуси медицинские отходы за 2013 год составили 29,8 тыс. тонн (это 0,1% от общего образования отходов производства). Казалось бы, сущие пустяки. Но, на каждого белоруса в год приходится порядка 2,98 кг только медицинских отходов, не считая других. Представитель Минздрава обозначила еще одну родственную проблему - медицинские отходы накапливаются на территориях больниц и других медучреждений. И причина вовсе не в том, что не хватает установок для их утилизации. Дело - в цене вопроса. Это подтвердил и начальник цеха обезвреживания отходов КУП «Экорес» Руслан Хурсин: «Уничтожение медицинских отходов - дело довольно дорогостоящее и у медучреждений не всегда есть возможность изыскать для этого средства».

Сжигать, и никаких гвоздей!

Кстати, в Европе утилизация фармацевтических препаратов производится путем их сжигания при высокой температуре, что рекомендовано и всем остальным странам. Конечно, это не исключает вероятного высвобождения токсичных загрязняющих веществ в воздух, если не используются передовые технологии и не придерживаться высокой температуры сжигания.

О том, как у нас уничтожаются опасные медицинские отходы (контаминированные болезнетворными микроорганизмами и вирусами, содержащие химические и/или биологически активные вещества, радиоактивные и т.д.), кратко описал Руслан Хурсин: «Сжигание двухцикловое. Есть камера розжига, в которой температура 750-800 градусов и есть камера дозжига с температурой 1100-1200 градусов. Время одного цикла составляет 20 минут (6 - сжигание, 4 - горение, 10 минут - биолиз газов). Из 100 кг сожженных медицинских отходов на выходе получается 3-5 кг. Услуга по сжиганию одного килограмма таблеток обходится заказчику в 30360 белорусских рублей.

Вот вспомнилось: недавно в какой-то газете прочла интервью с аллергологом, который утверждал, что у белорусов стала чаще встречаться аллергия. А корреспондент искренне удивлялся: мол, откуда эта напасть? Несомненно, среди прочих причин, свою лепту в эту неутешительную статистику привносят и остатки лекарств, разными способами попадающие в окружающую среду.
[Читайте дальше: как медицинские отходы попадают в сточные воды…]

Как медицинские отходы попадают в сточные воды и почему это трудно отследить

При производстве лекарств фармацевтические предприятия используют воду. Даже разработаны технологические нормативы водопотребления и водоотведения для каждого фармпредприятия. Определено, какие объемы воды требуются для производства медикаментов в ампулах, таблетках, флаконах. Например, самое большое количество воды требуется для производства биосинтетических антибиотиков. В абсолютных цифрах при производстве одной тонны антибиотиков, получается около 4 тысяч метров кубических сточных вод и плюс вода, которая идет на охлаждение оборудования.
       Использование воды для производства лекарств, как и объемы сточных вод, образующихся при производстве, контролируются.  Но так ли все ладно и складно?
       - Вопросы возникают тогда, когда предприятие начинает сбрасывать образующиеся жидкие отходы в канализацию, - рассказывает начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» Снежана Дубенок. -  Все-таки законодательством по сточным водам этот процесс никак не регулируется. В системе водоснабжения и водоотведения я работаю уже более 15 лет и имею кое-какой опыт, поэтому могу сказать: если предприятие собирается сбрасывать концентрированные разбавленные отходы, доведя их до определенного состояния, об этом должна быть уведомлена организация, принимающая эти сточные воды. На предприятие должна приехать лаборатория, отобрать пробы сточной воды, которую собираются сбрасывать. Должен быть определен список препаратов, которые будут сбрасываться в составе этих отходов в канализацию, определены допустимые концентрации и т.д.
         Но как происходит на самом деле? Фармпредприятия редко уведомляют владельца системы коммунальной канализации (в данном случае «Водоканал»), что собираются сливать что-то сверх установленных нормативов. Сбрасывают жидкие отходы, разбавленные до определенной концентрации и обозвав их сточной водой. И специалисты коммунальных очистных сооружений при всем желании  отследить такие сбросы могут крайне редко. Например, только в тех случаях, когда какой-то высококонцентрированный сброс идет в большом количестве. И то, только по определенным показателям - азотной группе, ХПК (химическое потребление кислорода), БПК (биологическое потребление кислорода). По остальным - отследить, что там сливается в канализацию, практически невозможно.  Это остается на совести предприятия.

А вы говорите: аллергия, аллергия…

Людвика Шестокович


лекарства, сточные воды, утилизация

Previous post Next post
Up