ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту бюджета города Челябинска
на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов
Экспертиза проведена на основании оценки проекта решения Челябинской городской Думы и по результатам анализа показателей проекта бюджета города Челябинска на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
Объем доходов бюджета города Челябинска, прогнозируемый на 2017 год составляет 26 426,97 млн. рублей. Это уступает фактическому поступлению доходов за 2015 год (28 432,5 млн. руб.) и за 2014 год (29 845,5 млн. руб.) Объем расходов бюджета на 2017год прогнозируется равным размеру доходов 26 426,97 млн. руб. Это также ниже фактического исполнения бюджета по расходам в 2015 году (29 388,25 млн. рублей) и в 2014 году (30 221,7 млн. руб.) Подобная отрицательная динамика выделяется на фоне роста соответствующих показателей бюджета Челябинской области и консолидированного бюджета региона.
Структура расходов бюджета на плановый период в сравнении с фактической структурой предшествующих лет по основным параметрам принципиально не изменилась.
Динамика отдельных показателей по доходам и расходам также не содержит кардинальных изменений. Вместе с тем, уровень инфляции в РФ за последние годы составил: в 2014 г. - 11,36%, в 2015 г. -12,91%, в 2016 году - 4,50%. В таких условиях предложенный вариант бюджета города Челябинска можно рассматривать как бюджет жизнеобеспечения, без перспектив улучшения качества жизни населения и ускорения социально-экономического развития. Принципиальным в такой ситуации становится вопрос о социальной результативности использования имеющихся ограниченных средств городского бюджета.
В существующих макроэкономических условиях задачи ведения городского хозяйства и жизнеобеспечения горожан заметно усложняются, а требования к организации бюджетного процесса - повышаются. Это касается, прежде всего, обоснованности и сбалансированности показателей, целевого использования и эффективности расходования средств на всех уровнях бюджетной системы РФ. В этом смысле к представленному проекту бюджета возникает ряд замечаний в связи с очевидными рисками при его исполнении в сложившейся ситуации.
1. Замечания к прогнозу доходов бюджета Челябинска по расчету проектируемых поступлений.
В текущей структуре доходов бюджета Челябинска большая их часть приходится на трансферты из бюджета вышестоящего уровня и, затем, на поступления от налога на доходы физических лиц - НДФЛ (его доля в бюджете города составит в 2017 году 17,6 %). Доля остальных налоговых поступлений непропорционально мала в сравнении с реальной базой для сбора налоговых и неналоговых поступлений. Проведенный анализ прогноза доходов по расчету проектируемых поступлений выявил ряд проблемных моментов, касающихся как корректности оценок при прогнозировании, так и подготовки комплекса межведомственных мероприятий, направленных на достижение поставленных прогнозных целей.
Прежде всего, это некорректное определение размера налогооблагаемой базы - как в сторону занижения, так и сторону завышения; последние предопределяет рост дефицита бюджета. Так, в форме расчета проектируемого поступления по статье "Земельный налог" за базу взята суммарная кадастровая стоимость земель муниципального образования, облагаемая земельным налогом. Однако, в условиях идущей сегодня массовой судебной переоценки, эта суммарная величина в реальности может оказаться на несколько сот миллионов рублей меньше. Подобная ситуация уже возникала в 2016 году и риски ее повторения сохраняются.
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 к пояснительной записке к проекту решения Челябинской городской Думы.
Форма расчета проектируемого поступления по статье
"Земельный налог"
в бюджет города Челябинска на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов
КБК 000 1 06 06000 00 0000 110
тыс. рублей
Суммарная кадастровая стоимость земель муниципального образования, облагаемая земельным налогом
Фактическое поступление в 2015 году (норматив 97 %)
Ожидаемое поступление в 2016 году (норматив 97 %)
Прогноз на 2017-2019 годы (норматив 97 %)
1
2
3
4
173 123 619,6
1 769 166,0
1 901 000,0
1 943 301,0
Прогноз роста доходов по статье "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" противоречит стратегическому направлению на снижение вредных выбросов в атмосферу города Челябинска, принятому на уровне правительства Челябинской области по инициативе Губернатора.
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 18 к пояснительной записке к проекту решения Челябинской городской Думы.
Форма расчета проектируемого поступления по статье
"Плата за негативное воздействие на окружающую среду"
в бюджет города Челябинска на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов
КБК 000 1 12 01000 01 0000 120
тыс. рублей
Фактическое поступление за 2015 год (норматив 40 %)
Ожидаемое поступление в 2016 году (норматив 55 %)
Прогноз на 2017 год (норматив 55 %)
Прогноз на 2018 год (норматив 55 %)
Прогноз на 2019 год (норматив 55 %)
1
2
3
4
5
57 560,5
62 040,9
73 040,0
75 944,0
78 981,8
По наиболее проблемным сферам городского хозяйства с относительно небольшими размерами поступлений обоснованного прогноза фактически не представлено. Это относится к такой, весьма проблемной сфере, как результативность муниципальных унитарных предприятий (МУПов). Реальные прогнозные оценки в данном случае отсутствуют. На все три года в проекте ожидаемых поступлений указано символическое значение в 1 000,0 тыс. руб. Отсутствие реальных экономических оценок для МУПов скрывает риски их банкротства и потерь для бюджета города на сотни миллионов и даже миллиарды рублей.
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 15к пояснительной записке к проекту решения Челябинской городской Думы.
Форма расчета проектируемого поступления по статье
"Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами с внутригородским делением"
в бюджет города Челябинска на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов
КБК 000 111 07014 11 0000 120
. тыс.рублей
Фактически поступившая в 2015 году сумма части прибыли подлежащая перечислению в бюджет муниципального образования
Ожидаемое поступление в 2016 году суммы части прибыли подлежащая перечислению в бюджет муниципального образования
Проект на 2017 год
Проект на 2018 год
Проект на 2019 год
1
2
3
4
5
1 633,0
2 841,0
1 000,0
1 000,0
1 000,0
Аналогична ситуация с оценкой доходов города от аренды муниципального имущества. Здесь доходность аренды сокращается, а округленные значения характеризуют уже символичность процедуры прогноза.
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 13к пояснительной записке к проекту решения Челябинской городской Думы.
Форма расчета проектируемого поступления по статье
"Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (за исключением земельных участков)"
в бюджет города Челябинска на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов
КБК: 000 111 05070 00 0000 120
тыс. рублей
Ожидаемое поступление в 2016 году
Прогноз на 2017 год
Прогноз на 2018 год
Прогноз на 2019 год
Заключенные договоры
Сумма, тыс. руб.
Аренда
Безвозмездное пользование
без льгот
льготы
1
2
3
4
5
6
7
246,0
0
182,0
110 000,0
85 000,0
60 000,0
60 000,0
Некорректности прогноза проектируемых поступлений по отдельным статьям доходов создает риски несбалансированности бюджета в целом, обострение кризисных ситуаций в муниципальном хозяйстве и подлежат безусловному устранению. Разнообразие проблемных моментов и подлежащих устранению замечаний указывает на наличие системных межведомственных проблем и некорректную постановку актуальных экономических задач развития городских систем - как бюджетной, так и внебюджетной (МУП) и отсутствие должного контроля.
Продолжение часть2
МАСШТАБ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА 2017 - часть2