В Чатем Хаус предложили меры по усилению реакции на дело Литвиненко

Jan 28, 2016 12:53




Как уже многие заметили и отметили, начался новый этап информационной войны против России. Хотелось бы внести 5 копеек в понимание внутренних западных мотивов и действий в последнее время. Интересно обратить внимание на тексты тех, кто предъявляет некие требования на разжигание конфликта между Англией и Россией. Для этого приведу перевод текста главы программы Россия и Евразия Королевского Института Международных Отношений Джеймса Никси.

Г-н Никси осмысливает ситуацию возникшую после обнародования окончательного отчёта по делу Литвиненко. Отмечает слабую реакцию на отчет британского правительства, пытается осветить причины такой на его взгляд слабости. Причин несколько - во-первых, британское правительство опасается, что жесткая реакция вызовет экспроприацию британских коммерческих активов; во-вторых,  по большому счету это мышление британских чиновников, которые хотят "поддерживать хорошие отношения, даже с самыми одиозными режимами", странная на мой взгляд причина. Оказывается, есть и такой фактор.

Потом Никси предлагает ряд мер, которые необходимо выполнить в ближайшее время для сглаживания ситуации. Среди них - исключение России из международных спортивных соревнований, тонкое давление на российских олигархов в Лондоне, выдворение всех агентов российсой разведки.

Отмеченное выше, говорит Никси, есть слабые места России и это те области, в которых стоит начать давление на неё.

Ещё с самого начала украинского кризиса, да и раньше, Чатем Хаус стоял на резко антироссийских позициях. Поддерживая хунту в Киеве постоянно. Обеспечивая их доступом к элите, постоянно устраивая встречи то с Яресько, то с Яценюком, проводя Киевский Форум Безопасности. На котором они, якобы на запрос Украины на вступление в ЕС, призывали рвать отношения с Россией не на словах, а на деле, потому что без такого полного разрыва ни о каком членстве в ЕС речи быть не может. То есть постоянно призывали Украину все больше обострять отношения с Россией. При этом полностью сознавая, что это будет во вред самой же Украинской экономике.

Кстати, эксперты Чатем Хауса, на мой взгляд, скорее находятся в оппозиции Кэмерону. Потому что, это уже не первое заявление, в котором звучат призывы повернуть на 180 грудусов курс Великобритании. Директор ЧХ недавно предлагал Кэмерону переосмыслить направляения внешнеполитической деятельности. Сейчас Никси, вот критикует за слабую реакцию на вбросы по делу Литвиненко. В общем, не смотря на заявленную независимость, ЧХ четко проводит определенную политическую линию, в которой нет места сотрудничеству с Россией.
[Слабый ответ на дело Литвиненко не будет сдерживать Россию]
25 января 2016 Weak Response to Litvinenko Inquiry Will Not Deter Russia

Слабый ответ на Литвиненко не будет сдерживать Россию

Британское правительство должно понять тот факт, что программа Владимира Путина фундаментально противоречит национальным интеесам Великобритании.

Даже для такого толстокожего президента, как Владимир Путин, и его непримиримого режима, на прошлой неделе читать газеты было не приятно. Одно дело быть "характерным" голосом в мировой политике, и совсем другое быть представленым как вероятный убийца - в чем окончательный доклад о расследовании смерти Александра Литвиненко обвиняет его. Российская реакция была привычной смесью бахвальства, искажения фактов и теорий заговора.

К счастью для Кремля, британское правительство хочет двигаться дальше также. Выразив свое, вероятно, подлинное возмущение, которое реализовали так слабо, что это сошло с рук [России]. Актуальная сущность британского ответа далеко не ограничивается замораживание активов двух обвиняемых убийц − Дмитрия Ковтуна и Андрея Лугового - и удивительно, что это не было сделано давно. Все остальные меры были уже на месте в виде санкции ЕС и визовых ограничений в ответ на агрессию России в Украине. Все остальное - это просто слова.

Ряд причин, по которым британское правительство не приняло дальнейших мер -

- Они опасаются, что жесткая реакция вызовет экспроприацию британских коммерческих активов в России. Россия является лишь умеренно важным экспортным рынком, но некоторые компании Великобритании по оказанию финансовых услуг и энергетические работают по крупному [в России];
- Это в характере политиков и дипломатов хотеть быстрого решения проблемы за счет улучшения отношений посредством смягчения. Это быстрое решение неизбежно влечет за собой обходит молчанием таких неудобных истин как то, что граждане одной страны убивали граждан другой в их столице;
- Россия «слишком большая и слишком важная», чтобы злить её дальше;
- Россия добилась значительных успехов в поощрении западных дипломатов, которые считают, что никакие серьезные международные проблемы не могут быть решены без неё;
- Великобритания слишком втянута в тактические вопросы, чтобы широко мыслить о том, что необходимо сделать с Россией;
- Правительство считает, ошибочно конечно, что Россия имеет пол-очка по многим международным вопросам, включая споры о сферах влияния, противоракетной обороне и расширение НАТО.

Первое из этих объяснений - нежелание Великобритании реагировать более решительно, не следует воспринимать легкомысленно. Экспроприация активов - важное оружие, пусть и с далеко идущими последствиями для обеих сторон. Остальные объяснения есть продукты обучения и воспитания, прежде всего мышления и кондиционирования. Британские дипломаты и политики слишком вышколены в необходимости поддержания хороших отношений, даже с одиозными режимами, чтобы понять, когда они перестают быть ремонтопригодными.

В частности, акцент в заявлениях Дэвида Кэмерона о сохранении отношений с Россией из-за сирийского кризиса является либо заблуждением, либо лукавством. Президенту Путину, возможно, действительно удалось убедить в этом правительство [Великобритании], что никакая резолюция в Сирии невозможна без сотрудничества с Россией. Однако, при этом упускается тот факт, что Россия будет преследовать свои собственные цели на Ближнем Востоке независимо от того, что в Великобритании  могут подумать или сказать; и это программа принципиально против интересов и ценностей, которые провозгласило правительство [Великобритании].

Если это странное заявление не основано на искренней вере, тогда возможна только одна трактовка. Дэвид Кэмерон заявил, что Россия нужна для Сирии, потому что он не может публично назвать истинную причину: британское правительство хочет, чтобы российские деньги остались в Лондоне, даже в ущерб безопасности граждан Великобритании.

Отчет по делу Литвиненко должен представить правительству Великобритании возможность пересмотреть свои отношения с Россией, и основать их на фундаменте реализма. Оценки России в течении последних нескольких дней, по крайней мере, были честнее, включая признание, что это страна желает Великобритании вреда. Логика, не говоря уже о повторном опыте, показывает, что "жесткие ответные меры" будут недостаточны для сдерживания подобных акций в будущем. По правде говоря, пожалуй, ничто не может удержать этот режим от принятия таких действий, которые она расценивает как действия в своих интересах. Но отсутствие ответа большего чем просто слова, по крайней мере, даёт нынешнему и будущему российскому режиму паузу для размышлений.

Наоборот, слабая или состоящая только из слов реакция просто приведет к тому, что России эти акты просто сойдут с рук. Британские, как и российские граждане, которые оскорбили президента Путина, должны продолжать жить в страхе в Лондоне. Кроме того, любой русский, кто рассматривает на примере Литвиненко и других людей возможность контакта с британскими спецслужбами будет обязан, безусловно, переосмыслить  степень полезности для собственной жизни такого сотрудничания.

Следующим шагом должно стать обсуждение запоздалых контрмер:

- согласованные усилия по лоббированию исключения России из международных спортивных мероприятий (участие или хостинг);
- начать тонкое давления на российских олигархов с активами в Лондоне ссылаясь на Путина;
поднимать неудобные вопросы о смерти других русских, таких как Борис Березовский и Александр Перепеличный;
- продвижение более мощных мер по контр-разведке и безопасности на всей территории ЕС;
- спросить, есть ли российские разведчики в Великобритании (с и без дипломатического прикрытия) соответствует обычной практике, и, если таковых нет, принять соответствующие меры. Когда последуют взаимные высылки, Великобритания должна оскалиться и перенести их.

Это все потенциальные уязвимые места России и поэтому они являются перспективными для начала.
Россия криминальна, сегодня это хорошо понимает британская общественность и политики. Совокупность доказательств слишком велика, чтобы этого не понимали. Это то, что еще скажется на  людях формирующих политику, поэтому более существенные меры, принимаемые правительством, будут более эффективными, чем нынешняя трусость.

https://www.chathamhouse.org/expert/comment/weak-response-litvinenko-inquiry-will-not-deter-russia


Литвиненко, Великобритания, Россия, Джеймс Никси, Чатем Хаус

Previous post Next post
Up