В книге же ближе к концу сказано о концепции Бога-младенца. Уже после того как с Океаном "поговорили" очередной раз сигналами, смодулированными уже бодрствующим мозгом одного из участников экспедиции, океан перестал посылать "гостей". И где эта "совесть"? По книге "гости" приходили при пробуждении, значит, Океан выбрал подсознание для общения. В общении дело. Люди так упорно пытались общаться с внеземным разумом, и Океан ответил, как умел.
Оказалось, что человек может воспринимать только себе подобного, вот Океан и присылал посланцев. Совесть - дело пятое-десятое. Авторы всех фильмов (1968, 1972, 2002) редуцировали задумку Лема до лав-стори и "совести". А речь о постижении мироздания, месте человека во Вселенной. И Океан Соляриса - это вызов человечеству, нечто принципиально иного порядка. Без него человек вообразил себя почти что Богом, и столкнулся с чем-то непостижимым.
И в конце герой остается на Солярисе без всякой надежды, без всяких пряников "малой Родины", как в фильме. И он полюбил именно этот Океан в конце, за руку с ним даже поздоровался. Нашел того, кто его понял лучше его самого.
В общем за ни о чем не подозревающими посланцами стоит нечто Непостижимое. Материальный Бог, не иначе.
В контексте романа "откуда ты взялась?" - есть загадка. Здесь отсылка и к библейскому Адаму, и к олимпийским богам: Афродите пенорожденной или к Афине, из головы появившейся.
А в контексте не вошедших в финальный монтаж реплик: "Куда ты выходила, ты мне не изменяешь с Сарториусом?", - нет
Даже и не знаю что сказать, по-большому счету про любовь то речи нет особой, там "настальжи" вначале, а потом начинается настоящий эксперимент. Как можно полюбить ту, которая ты точно знаешь, уже мертва и давно. И он знает, что это точно не она. А какой то образ из головы.. Если говорить об общении, то только герой этого фильма по настоящему пытается общаться с Океаном пытается понять его, поняв Хари.. То есть эксперимент по установлению контакта с внеземной жизнью осуществляется с полным пониманием того, что происходит. Он пытается вести себя как обычный человек, что по настоящему то и нужно Океану, он ведь раньше с другими разумными существами не общался.
Это поначалу герой не любит фантом своей жены, но, как говорит Снаут, постепенно "гости" очеловечиваются, так и Кельвин влюбляется в женщину, похожую на Хари, она осознает себя другой. Но быть вместе не могут. Нет укорененности в реальности, нет общей истории, нет будущего, герой не сможет объяснить на Земле, откуда у него она, их наверняка разлучат. Кроме того у них разная физическая природа, он должен был бы бояться, чтио его не убьет ненароком. Хари чувствует это отчуждение и соглашается на самоликвидацию. Есть там любовь между человеком и инопланетянкой. Это еще один вызов самой физической природе человека.
А океан недаром выбрал в качестве фантома женщину. Ему не легкое общение нужно было. Он хотел познать людей как можно глубже и использовал наиболее сильные образы из подсознания. Можно сказать, Океан сам учился любить через людей. Хотел их одарить, вернув утраченное. Только не учел их табу, по которому мёртвые не возвращаются, из ничего и будет ничего. Вот и вся "совесть". В каком-то смысле Океан ведет себя как демон-искуситель. Герои отчаянно сопротивляются такой "совести".
Вы не могли не заметить, что у разных членов экспедиции свои "океанчики". Хари - частность. Хотя и очень интересная. Я когда смотрел, думал - вот ведь она женская природа натуральная, без мужика и знать не знает кто она, зачем она... И кто то ей должен рассказать, желательно чтобы он её ещё и любил. Есть интересные фильмы на этот счет. Конечно, утверждать что все такие не берусь, но что то мне подсказывает что, что-то в этом есть.
Я тоже подумала о Хари как о классической "блондинке", которую так пиарят как идеальную женщину. Сколько не высмеивают этот типаж, а подоплека в извечной мужской фантазии иметь узду на красивую женщину, пользуясь ее слабостью. Вот только в действительности герой отнюдь не рад такому "подарку", который вызывает потусторонний ужас. Как в сказке о курочке Рябе, которая снесла не простое яичко, а золотое - явная аномалия - в расширенном варианте сказки в сознании людей светопредставление началось не меньшее, чем на Солярисе. Это вызов законам природы, благодаря которым возможна сама жизнь. А кто бросает вызов жизни? - Демоны.
И это такое огромное облегчение и примирение с Океаном, когда он оказывается вовсе не Демоном, а неразумным, "ущербным" Богом, Богом-младенцем без опыта общения с людьми, который вовсе не зол.
Но вызов человеческой несовершенной природе остается открытым. Уж больно ущербен человек по сравнению с собственными фантомами из Океана, которые как первые люди практически бессмертны
Слабость женщины, есть её сила! Глупа та женщина, что не использует свою слабость. Зачем её стесняться? Ну есть, она, у мужчин другая слабость.. Такова природа. Сетовать на неё - уподобляться вашему "демону". Есть такая природа - факт. Зачем здесь биться головой об стенку? Мне, вообще, не интересна эта проблематика тем, более в таком ключе кто лучше - мужчины или женщины. Это даже хуже, на мой взгляд, чем разговор о том, какая нация лучше. Потому что совсем примитивно. Национализм не мой идеал.
Причем здесь "сила"? Как только героиня очеловечивается, у нее появляются свои тайны, куда она выходила ночью, герой ее теряет. Причем сила там, где дело в смысле или в его отсутствии. Причина - в отсутствии смысла, но рефлексивно будут винить женский ум, который иногда проявляется. Просто без смысла, без надежды женщина с мозгами первая уходит, а без мозгов - ее первую бросают. Причина - в смысле, а не в силе/слабости.
От мужчины. Она ж его головой обучловлена. В данном случае мужчина определяет будущее предельно жестко. Он ничего не может. Сначала он хочет ее убить, потом она сама хочет самоликвидироваться, потом она этого добивается. Тут даже вопрос о будущем не стоит, а о том, кто возьмет грех на душу.Потому что ну неразрешимое природное противоречие о совместном будущем.
Оказалось, что человек может воспринимать только себе подобного, вот Океан и присылал посланцев. Совесть - дело пятое-десятое. Авторы всех фильмов (1968, 1972, 2002) редуцировали задумку Лема до лав-стори и "совести". А речь о постижении мироздания, месте человека во Вселенной. И Океан Соляриса - это вызов человечеству, нечто принципиально иного порядка. Без него человек вообразил себя почти что Богом, и столкнулся с чем-то непостижимым.
И в конце герой остается на Солярисе без всякой надежды, без всяких пряников "малой Родины", как в фильме. И он полюбил именно этот Океан в конце, за руку с ним даже поздоровался. Нашел того, кто его понял лучше его самого.
В общем за ни о чем не подозревающими посланцами стоит нечто Непостижимое. Материальный Бог, не иначе.
Reply
Reply
А в контексте не вошедших в финальный монтаж реплик: "Куда ты выходила, ты мне не изменяешь с Сарториусом?", - нет
Reply
Reply
А океан недаром выбрал в качестве фантома женщину. Ему не легкое общение нужно было. Он хотел познать людей как можно глубже и использовал наиболее сильные образы из подсознания. Можно сказать, Океан сам учился любить через людей. Хотел их одарить, вернув утраченное. Только не учел их табу, по которому мёртвые не возвращаются, из ничего и будет ничего. Вот и вся "совесть". В каком-то смысле Океан ведет себя как демон-искуситель. Герои отчаянно сопротивляются такой "совести".
Reply
Reply
И это такое огромное облегчение и примирение с Океаном, когда он оказывается вовсе не Демоном, а неразумным, "ущербным" Богом, Богом-младенцем без опыта общения с людьми, который вовсе не зол.
Но вызов человеческой несовершенной природе остается открытым. Уж больно ущербен человек по сравнению с собственными фантомами из Океана, которые как первые люди практически бессмертны
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment