Буквально пару часов назад вернулся из Екатеринбурга, куда ездил слушать Шестую симфонию Мясковского в исполнении Уральского Филармонического Оркестра под управлением Дмитрия Лисса. Около десяти лет назад они привозили 6-ю на Фестиваль Симфонических Оркестров Мира, и реакция публики была тогда противоречивой: с одной стороны, понятно, что хорошо вытаскивать на сцену хорошую, но подзабытую музыку; с другой - содержание симфонии как смысловое, так и музыкальное как-то не очень сочетается с таким мероприятием как фестиваль. В довольно смешанных чувствах остался и я после вчерашнего вечера: мне не пришлись по душе ни исполнение, ни отчасти музыка. Первые три части были сыграны вяло и скомкано, дирижёр несколько раз сделал, на мой вкус, не вполне удачные rubati в первой части, звучание групп инструментов, кажется, было не вполне сбалансировано, так что хорошо знакомая музыка произвела неважное впечатление, на первый план выпирали не самые сильные стороны Симфонии, на которые я раньше никогда не обращал внимание... И только в четвёртой части, финале, с цитатами французских революционных песен, с жалобным хором, с неистовой кульминацией в центре и протяжной кодой, в которой все причастные находят в том или ином виде смирение, только тут оркестр неожиданно воодушевился и, честно говоря, вот это уже произвело очень сильное впечатление, так что я вполне могу понять тех людей, которые не сдерживали свои эмоции на премьере.
Музыка Мясковского, наверное, самая чувствительная к неправильной даже не трактовке, к неправильному образу мыслей исполнителя из всего, что я знаю. Это сразу становится ясным, когда слушает его струнные квартеты в исполнении Квартета им. Танеева, чётко, совершенно чётко обозначается разница между тем, о чём они и тем, что нам хотят с их помощью высказать музыканты. То же и с 21-й Симфонией - чрезвычайно красивой и хрупкой - когда её играет практически, наверное, любой отечественный дирижёр.
Всё это даёт повод для достаточной грустных размышлений, я вот уже сутки всё не могу перестать думать и о Шестой Симфонии, и о самом Николае Яковлевиче, о том, как был организован этот коротенький трехконцертный прожект. Мне не стало ничего яснее про эту странную фигуру, я не уверен, что кому-то вообще всё это помогло с ним разобраться. Но что есть, то есть: какая-никакая традиция исполнения хотя бы одной симфонии уже как будто наметилась.
Предлагаю послушать запись вчерашнего концерта (там даже очень много видно, как я в антракте активно жестикулирую в беседе с моим товарищем):
Click to view
Или более качественную раннюю запись, изданную на CD:
_ttps://cloud.mail.ru/public/V6Wg/R5XTfD7mR
P.S. Досадно, что в Свердловской филармонии, как оказалось, нельзя после концерта посетить артистическую, взять автограф и сфотографироваться.