Йога: почитать: Патанджали, Элиаде, Сафронов

Apr 21, 2015 17:56

Случайная цитата из Мирча Элиаде. Йога. Бессмертие и свобода:

"Таким образом, мы сталкиваемся с двумя резко отличающимися друг от друга типами самадхи. Первый тип связан с дхараной и дхьяной; второй же включает в себя только одно «состояние» - необусловленный экстаз, «восторг». Несомненно, даже этот (второй) тип самадхи возможен только благодаря длительным усилиям йогина. Это не дар, не милость богов. Едва ли его можно достичь прежде, чем достаточно опробованы разновидности самадхи из первого типа. Это венец многочисленных «концентраций» и «созерцаний». Однако оно появляется без воздействия со стороны, без всякой на то причины, и специальных приготовлений. Это именно то, что может быть названо «восторгом», «экстазом». Сампраджнята самадхи насчитывает несколько ступеней. Вот почему оно находится в стадии совершенствования и не является абсолютным, нередуцируемым состоянием. Обычно выделяются четыре ступени: «умозрительная» (савитарка), «неумозрительная» (нирвитарка), «рефлексивная» (савичара), «нерефлексивная» (нирвичара). (ЙС, I, 42 - 44). Патанджали, кроме того, пользуется и другим набором терминов: витарка, вичара, ананда, асмита (ЙС, 1,17). (Параллелизм между четырьмя сампраджнята самадхи и четырьмя буддийскими дхьянами был замечен довольно давно.) Как отмечает Виджнянабхикшу, воспроизводящий этот список, «четыре термина носят чисто технический характер, они условно соответствуют различным формам реализации». Эти четыре формы или стадии, продолжает он, представляют собой последовательное развитие; в некоторых случаях, правда, милость Ишвары помогает прямым путем достичь высших состояний, и тогда йогин не нуждается в том, чтобы проходить предварительные этапы. Тем не менее, когда эта божественная милость отсутствует, он должен реализовывать их постепенно, всегда обращаясь к одному и тому же объекту медитации (например, к Вишну). Эти четыре ступени также известны как самапатти («сосредоточение», «соединение») (ЙС, I, 41)."

Случайная цитата из йога-сутры Патанджали с комментариями Т.К.В.Десикачара:

"Вторая глава называется Садханапада. В ней описаны качества, необходимые для постепенного и эффективного изменения разума от состояния рассеянности к состоянию внимания. Здесь указывается, насколько важны эти качества и какими упражнениями они достигаются.

2-1
tapahsvadhyayesvarapranidhanani kriyayogah

Упражнения йоги должны уменьшить ментальную и физическую нечистоту. Они должны развить нашу способность к самоисследованию и помочь нам понять при окончательном анализе, что мы не являемся хозяевами всех своих поступков.

Если упражнения йоги не помогают нам убрать симптомы и причины наших физических и ментальных проблем, они не смогут привести к раскрытию нашей внутренней сущности и пониманию природы действий. При таких обстоятельствах упражнения не будут приносить пользу. Чем больше мы очищаем себя с помощью йоги, тем больше мы понимаем, что все наши действия должны систематически перепросматриваться и мы не должны воспринимать результаты наших действий как нечто само собой разумеющееся.

2-2
samadhibhavanarthah klesatanukaranarthasca

Тогда такие упражнения безусловно уберут препятствия перед чистым восприятием.

Все мы по сути своей способны к чистому восприятию. Но те или иные явления часто мешают этому. Какого сорта эти явления?

2-3
avidyasmitaragadvesabhinivesah klesah

Помехами являются превратное понимание, искажение ценностей, чрезвычайная привязанность, беспричинная неприязнь и страх.

2-4
avidya ksetramuttaresarh prasuptatanuvicchinnodaranam

Следующая сутра объясняет внутренние связи между перечисленными ранее помехами:

Превратное понимание является источником всевозможных помех. Они не всегда появляются одновременно, а их характеристики постоянно меняются. Иногда они затуманены и едва различимы. Но иногда они проявляют себя отчетливо и доминируют.

Результат их воздействия часто становится очевидным для других людей, хотя это совсем не означает, что сам человек это заметит."

Случайная цитата из блога президента Украинской федерации йоги Андрея Сафронова:

"Но в чем прелесть языка санскрит? В том, что в нем есть все звуки. Даже звук, «з» которого как бы нет в санскрите, в действительности - просто редуцированный «ДЖ». Все остальные звуки, которые встречаются во всех остальных алфавитах, в санскрите, в той или иной форме, есть или могут быть записаны.
Вот это все мы издали верхним нёбом. «Ч» - «чх», «дж» - «джх», и «ня». Далее. Там, где мы упираем язык в нёбо, (когда делаем бхастрику, например, или некоторые, подобного рода упражнения), можно закрутить язычок кружочком, буква, которая как символизирует, так и рисуется, и издать звук «т», который отличается от зубного «т» русского. Он близок к английскому, но еще мягче. Соответственно, звучит как «тх». «Д», мягонькое - это «т». «Т» и «д». «Дх» и «н» - еще один назальный звук, который очень похож на нормальные английские инговые окончания. Помните, в транскрипции английского языка есть такая фиговина инговая? Вот точно так же звучит этот звук «н». Дальше. Мы можем издать пять звуков точно так же, при помощи зубов. Каких? Упираем язык тупо в зубы и говорим «т» - соответственно, «тх». Мягенькое «д», соответственно, - «дх». Далее, еще мы можем произнести «н». И какой орган произнесения у нас остался? Губы, абсолютно правильно. Видите, мы идем от глубины наружу, от заднеязычных, верхненёбных, церебральных, т.е. черепных, до зубных и губных, - губы полностью снаружи. Какие звуки можем издать при помощи губ? «П» можем издать, - соответственно, «пх». Если мы «п» произнесем мягенько, получится что? «Б», соответственно, - «бх». И при помощи губ можем издать один мычащий звук - «ммм», соответственно, «м»."

йога, восторг, ссылки, звук, упражнение, санскрит, восприятие, Элиаде, понимание, Патанджали, Сафронов, почитать, тело

Previous post Next post
Up