АВЕССАЛОМ ПРО ОБИДУ, ВАЖНЫЕ ЦИТАТЫ, КОТОРЫХ НИКАКОЙ ПСИХОЛОГ И МУДРЕЦ ВАМ В УШИ НЕ ВЛОЖИТ

Apr 06, 2020 09:38


Обида несет в себе очень важные функции, и поэтому просто так ее отменить, вытеснить или ликвидировать путем "прощения" не удается.

Важная функция постоянной обиды заключается в установлении удаленной дистанции между человеком и обидчиком (группой, ситуацией, миром в целом) - более безопасной с точки зрения психики. Держать эту удаленную дистанцию человеку может быть трудно, особенно если обидчики - близкие ему люди, и постоянная обида эффективно выполняет эту роль, хотя и с большими издержками, как для психики, так и для отношений.

Другая функция постоянной обиды - она является основанием для снижения ответственности человека перед обидчиком, уменьшения своего долга перед ним. Особенно ярко это проявляется в отношениях с родственниками: обидевшись на престарелого родственника, бабушку или дедушку, внуки могут им подолгу не звонить, их не навещать и т. п.

К сожалению, список функций обиды вышеописанным не исчерпывается. Чаще всего за постоянной обидой стоит теневая субличность или установка, которые пользуются данной обидой как инструментом для своих игр. В принципе, психика очень адаптивна и время лечит все травмы, так что не угасающая со временем обида предполагает либо ее постоянную поддержку в реальном времени (создание кумулятивной обиды), либо ее "растравливание" вполне актуальными психическими силами (заинтересованными в этом субличностями). Однако и в том, и в другом случае есть актуальная подсознательная заинтересованность человека в том, чтобы данная обида возникала и не гасла. Какова эта заинтересованность, можно судить по тому, какие выгоды дает обида в жизни человека, и что без нее в его жизни разрушится или ослабится.

Обида на самого себя, как и зависть к самому себе - не нормальные, а невротические чувства, и в здоровой внутренне неконфликтной психике их не бывает. Эти эмоции суть проявления внутреннего антагонистического конфликта между субличностями, которые таким образом выясняют отношения друг с другом. Эти субличности нужно вывести на ковер Соборного "я" (см. книгу "Человек Многоликий", гл. 7) и помирить одну с другой, объяснив, что они вместе делают общее дело, и каждая должна отвечать за свои собственные деяния, а не судить других.

Вообще, пока человек не обрел сравнительно здоровой психики и не устранил наиболее вопиющие внутренние конфликты, ему лучше не пользоваться услугами внутреннего Суда, то есть внутренних Прокурора, Адвоката, Судьи и Палача, так как этот Суд наверняка необъективен, коррумпирован и некомпетентен.

...этическая неприкосновенность одной из субличностей для любой (отдельно взятой) другой - принципиальная установка, к которой человеку нужно себя постоянно приучать, и для человековеда это совершенно необходимая часть внутренней работы. Иначе он непременно начнет судить (причем неосновательно) своих клиентов, и работа с ними не сложится.

Горечь по поводу неправильно прожитой жизни в целом, или ее отдельного куска - нормальное чувство, которое должно быть конструктивным, то есть трансформироваться человеком в энергию, необходимую для изменения своей текущей жизни. То же в принципе относится и к эмоции обиды - она является переходной фазой для внутренней работы человека, и энергия обиды должна по идее трансформироваться в определенные действия человека, имеющие в виду изменение его отношений с обидчиком и предотвращение других аналогичных вредоносных ("обидных") действий с его стороны (и, возможно, что-то еще, включая пересмотр своей картины мира и ценностной системы). Если такая трансформация происходит, то и от обиды ничего не остается - она "утоляется" или рассасывается. Если, однако, человек застревает на этой переходной фазе (то есть "фиксируется" на своей обиде), то возникают неприятные побочные эффекты: обида начинает заболачиваться или кристаллизовываться, обрастать различными атрибутами: пиявками, мхом, паутиной и т. д. По сути происходит следующее: обида как бы берет на себя функции несостоявшегося дальнейшего развития психического (и жизненного) процесса, вследствие чего разрастается иногда очень пышно - и становится по сути (не особенно доброкачественной) опухолью на психике.

Ликвидировать обиду, особенно постоянную и кумулятивную, очень трудно - для этого нужно ликвидировать необходимость в ней, то есть научиться без ее помощи выполнять возложенные на нее психикой функции, после чего трансформировать ее энергию в деятельность. Если это сделать, то обида без особых проблем рассасывается и забывается, и человек сам на себя удивляется: "Чего это я раньше так на то-то обижался? Непонятно..."

И, наконец, о прощении. Прощение обидчика (в том числе самого себя) эффективно, только если обида в психике ликвидирована и умерла - тогда на ее могиле можно поставить шикарный гранитный монумент с золочеными словами: "Прощаю гадину!" А прощать обидчика, нанесшего еще живую, актуальную для психики обиду - все равно пытаться закопать под землю вылезшего оттуда крота - появится в новом, неожиданном месте.

Из статьи 2007 года

цитаты, Авессалом, Авессалом Подводный

Previous post Next post
Up