Младшая ребенка очень хотела побывать в
Костехранилище в Седлеце. И я, готовясь к поездке, прочитал про Храм Святой Варвары в Кутна-Горе - второй по величине и значимости готический храм Чехии. Мы не могли его не посетить. К тому же храм числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Увидев его воочию, я очень сильно впечатлился :)
Причина строительства храма является совершенно уникальной. Он был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а с самого начала построен, как большое репрезентативное здание по инициативе богатых торговцев из города Кутна-Гора.
Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором св. Вита в Праге. Он выражал напряженность между Прагой и Кутна-Горой, а также между Кутна-Горой и
Седлецким костелом, у которого было большое влияние, хотя Кутна-Гора была королевским городом. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на частном участке земли.
Перед фасадом разбита очень симпатичная клумба
Строительство церкви началось в 1388 г., и ее первым архитектором был Ян Палерж. Вначале строительство велось быстро. Храм был сделан из песчаника, который добывали в близлежащих карьерах. Песчаники содержат множество раковин, которые можно видеть и сейчас. Уже через 4 года после начала строительства были освящены 15 алтарей, и к каждому из них был приставлен особый священник.
Главный алтарь очень оригинально оформлен и богато украшен, его оформляли умельцы из очень знаменитой в то время мастерской Маттиаса Рейсека в 1510 г.
Великолепно сохранившиеся витражи сильно впечатляют и создают особую атмосферу
Заалтарные пределы очень богато и разнообразно украшены. Оформление пределов оплачивали разные богатые семьи города и каждый хотел, чтобы его предел был красивее, чем соседний. Алтари в этих пределах расположены не традиционно по центру пространства, а сбоку...
Ведь по центру - витраж!
Изюминкой художественного творчества в украшении часовен является то, что помимо обычных религиозных тем появляются мотивы, вдохновленные добычей серебра и чеканкой монет. Такой симбиоз в этой сфере, более чем где-либо характеризует атмосферу Кутна-Гора - рабочая промышленность, огромные богатства и в то же время смирение перед Господом.
До гуситских войн сооружение было построено наполовину, и оно оставалось в таком состоянии до 1547 г., когда был завершен средний тройной потолок. Необходимо сказать, что до этого вся вода во время дождя заливала церковь. Тем временем в Кутна-Горе закончилось серебро и работы в храме прекратились.
В первоначальном плане церковь Святой Варвары должна была быть в 2 раза выше,
и ее асимметрия выглядит немного странно, особенно когда находишься внутри.
Работы в церкви возобновились лишь в 1905 г. Церковь ждала своего завершения почти 500 лет, но службы не прекращались все это время и прихожане неустанно возносили молитвы во имя завершения строительства.
Горнодобытчики молились даже под землей, особенно во время завалов и обрушений. Барбара помогала им в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Жители Кутна-Горы рассказывают тысячи историй об этом.
Святая открывала перед ними скалы, освещала темноту шахты или просто показывала правильный путь при завалах. Иметь храм в ее честь означало гарантировать ее поддержку или хотя бы давать надежду, когда ты находишься внизу.
Шахтеры верили, что в любом случае нужно помолиться. Можно поблагодарить святую в своей молитве, если спуск в шахту закончился успешно. А если только собирались туда, молитва была бы полезной, никто не знает, что может произойти.
Продолжаем рассматривать церковь изнутри, вот, например, заалтарное оформление
еще витраж
Кафедра епископа. А рядом в кадр попал какой-то шарик, похоже на камеру. Или это что-то другое?
а вот опять наша булочка и еще витраж
своды потолка украшены гербами семей, что внесли наибольшие пожертвования на строительство храма
витраж
правый боковой неф
витраж
левый боковой неф
витраж
лампада
малый орган
витраж
За отдельные деньги можно было подняться на балкон
с балкона хорошо видны фигуры, украшающие церковь
и основной орган
ангелы деревянные и внутри полые, но снизу этого же не видно
Пульт органа. Я себе слабо представляю как одному органисту там играть, ведь там столько средств для игры. Есть несколько рядов игровых клавиш - мануалов, педальная клавиатура и тембровые включатели регистров. Могут присутствовать также динамические швеллеры, различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа.
Искусству управления органом учатся много лет, вот ведь сколько у него различных трубок.
Пора двигаться дальше. А на прощанье подержались немного за крыло ангела
Ссылки по теме:
Кафедральный Костел Ордена Цистерцианцев Костехранилище в Седлеце Иерусалим. Церковь Христа Искупителя