Станция безобмоточного размагничивания… Для многих севмашевцев ее работа - загадка. Известно лишь, что люди из кирпичного здания на второй набережной проделывают интересные манипуляции с кораблями.
Помимо снятия остаточных намагничений, возникающие при строительстве корабля, специалисты управления защиты кораблей и судов занимаются измерением различных полей. Поля - электрическое, электромагнитное, акустическое (звуковое) - образуются при работе оборудования и механизмов. Конечная задача производственников - минимизировать «след», оставляемый кораблем.
- Современные технические средства позволяют обнаружить подводную лодку по магнитному полю даже с самолета, - говорит Анатолий Гуслистов, начальник отдела электромагнитной защиты, заместитель начальника управления защиты кораблей и судов по физическим полям. - Опасность представляет и минно-торпедное оружие. Например, мины, срабатывающие при изменении магнитного и электрического полей, когда рядом проходит корабль, известны еще со времен Великой Отечественной войны.
Сделать нужные измерения в акватории нашего предприятия сложно из-за различных помех, поэтому их проводят в Белом море. Полигон для измерений аттестуют суда физических полей Военно-морского флота «Михаил Ломоносов» и «Академик Исанин». На борту СФП установлена аппаратура, способная анализировать акустическое и электромагнитное поля. С помощью кранов специалисты опускают в воду базу с датчиками. Надводный или подводный корабль проходят над ними, проводятся измерения.
Замеры электрического поля выполняют севмашевцы, а специалисты СФП активно им помогают. Работники СБР загружают на корабль оборудование, затем выставляют гирлянды датчиков на специальные буи. Чувствительные элементы могут размещаться на дне, могут быть опущены в воду или располагаться на ее поверхности. К каждой гирлянде тянется кабель, сигналы с датчиков отправляются на борт СФП. Подлодка или надводный корабль проходят в «ворота» для регистрации замеров.
- Работы по измерению электрического поля - масштабные, без помощи нам не обойтись, - продолжает Анатолий Гуслистов. - Специалисты судов «Михаил Ломоносов» и «Академик Исанин» - настоящие труженики моря. В этом году «Академик Исанин» прибыл к нам в конце апреля, с тех пор работает без перерыва. Судно обеспечивало испытания «Александра Невского», «Северодвинска», авианосца «Викрамадитья».
Анатолий Гуслистов благодарит за отличную работу экипажи СФП «Михаил Ломоносов» (капитан Виктор Карасев) и «Академик Исанин» (капитан Геннадий Близнецов), которые могут «поставить» корабль с точностью до метра.
Последние три года у судов СФП много работы - подлодки Cевмаша, ремонтируемые корабли «Звездочки», Беломорской военно-морской базы. Сейчас «Михаил Ломоносов» участвует в испытаниях «Северодвинска», а «Академик Исанин» скоро пойдет проверять «Владимира Мономаха».
Владимир ПОРШНЕВ.