Из крохотных мгновений соткан мир...
Эта строка из песни, как нельзя лучше, подходит к раскрытию сути профессии журналиста. Корреспондентские пути-дороги, какими бы длинными они ни казались, в состоянии обозначить один только миг нашей жизни. Даже семь десятилетий отдельно взятой газеты, воплотившихся в многотомном собрании сочинений пишущей братии, на историческом фоне составят всего лишь одно мгновение. Попробуем заглянуть в эту летопись и хотя бы штрихами обозначить ту ее часть, которой современники дали название «бурловская оттепель».
Объектив редактору к лицу
Мы все учились понемногу
Это даже трудно представить. В течение трех десятилетий «Трибуну рабочего» редактировал один человек. Имя его - Александр Николаевич Бурлов. Наука убеждать руководителя заводских газетчиков была проста и доходчива: пиши и рассказывай о том, что увидел и что узнал; излагай мысли без вычурности языка и кривотолков. Недавний выпускник журфака в теории владел всеми газетными жанрами, теперь предстояло освоить их практическое использование. Профессионалов в редакции - раз-два и обчелся. В опытном педагоге нуждался почти каждый. Для большинства из них, причем не для одного поколения, пятый редактор и станет таким наставником. Газетных зарисовок о нем за многолетний период будет написано и опубликовано немало. И вовсе не случайно, что одну из таких корреспонденций об Александре Бурлове будет сопровождать заголовок «Учитель, перед именем твоим…».
Умеешь сам - научи других. Этот тезис можно считать основой для появления при редакции «Трибуны рабочего» школы журналистики. Организатором своеобразного рабфака стал, конечно, Александр Бурлов. Записывались в него и проходили курс всеобуча неравнодушные к печатному слову люди. Первыми в рабкоровский кружок принимались представители цехов и отделов, за плечами у которых числилась не одна проба пера. Предпочтение отдавалось тем слушателям, кто работал на основном производстве, не говоря уж о стапельном цехе. Ведь сигналы с горячих точек всегда были самыми желанными в редакции. В «детских штанишках» кружок пребывал недолго, преобразуясь в школу журналистики. Сначала с одним, а потом с двумя годами обучения. Школа имела программу и расписание занятий и входила в систему политического просвещения заводского трудового коллектива.
На редакционной летучке
Редакционные четверги слесарям, крановщицам и судосборщикам понравились. Слушатели школы, закончившие двухгодичный курс и ставшие внештатными корреспондентами «Трибуны…», не захотели расставаться с газетой. Так появился третий курс-семинар, руководить которым в 1979/80 учебном году редактор поручил мне. Список моих слушателей открывали старший инженер ОНОТиЗ Михаил Кочнев, конструктор КО Ирина Ильина, электромеханик ИВЦ Александр Осин, старший инженер ПДО Герман Минин, художник-оформитель цеха 11 Николай Подсосенный, заведующая профсоюзной библиотекой Ирина Харламова, мастер цеха 50 Алексей Македонский, электросварщик этого же цеха Всеволод Евсеев, инженер цеха 42 Владимир Яковлев. Фамилии этих заводчан нередко появлялись на страницах газеты под статьями и корреспонденциями. А формовщик сталелитейного цеха Геннадий Аксенов, технолог ОГТ Валерий Лукичев, председатель цехкома цеха 17 Василий Попов и специалист девятого отдела Иван Воробьев со временем издадут собственные книги. При этом первый из них, автор известной повести «Тайбола», станет в Северодвинске первым членом Союза писателей страны. Профессионально вырастут, став членами Союза журналистов страны, участник Великой Отечественной войны Михаил Кочнев и машинистка редакции Людмила Тельтевская (выпуск школы журналистики 1970-1971 гг.). Всем им (и многим-многим другим) вкус к литературному слову однажды и навсегда привил Александр Бурлов.
У какой же речки собирались туристы?
Об этом читатели «Трибуны рабочего» могли только догадываться. Поскольку место, где на свой традиционный слет собрались заводские туристы, в газете названо всего лишь излюбленным местом отдыха заводчан. Помнится, как Станислав Головешкин осаждал редактора, который к тому же был и заядлым туристом: «Александр Николаевич, как же мне писать о двухдневном сборе молодежи, если не назвать речку Лая?». «А ты расскажи о захватывающих соревнованиях и конкурсах, кто в них отличился, а место этих встреч как-нибудь обозначим». И обозначили… излюбленным местом отдыха туристов. Конечно, такое толкование исчерпывающим не назовешь. Ведь были и есть другие места излюбленного отдыха молодых заводчан. Та же Солза, например. Кстати, уже в те годы не раз встречавшая разноголосые компании. Особенно в летние выходные дни. По этой причине случались и недоразумения. Отдельные команды, получившие информацию только из объявления в газете, съезжались не к той речке, о чем не раз отмечалось в местной печати.
Команда спортсменов заводоуправления на стадионе «Энергия» (А.Н. Бурлов - третий слева)
Существовали цензурные ограничения. В благодатные шестидесятые и более поздние годы. Условия режима не позволяли раскрывать на страницах «Трибуны рабочего» местные географические названия и топонимику. Полностью исключалась специфика судостроительного производства. Глагол «строить» применительно к кораблям не допускался. Трудовой коллектив завода, впрочем, как цехи, участки и бригады, был занят заказами. Конкретизировался заказ одной лишь фамилией ответственного сдатчика (заказ т. Иванова). Ни палуб, ни шпангоутов, ни тем более обечаек в текстах заметок той поры вы не найдете. Впрочем, имен руководителей предприятия тоже.
Эзоповский язык, конечно, не украшал труд газетчика. Даже, выходя под грифом «За пределы предприятия не выносить», «Трибуна рабочего» испытывала давление вводимых ограничений. Больше чем кому-либо не везло представителям основной рабочей профессии - судосборщикам. Ведь они были всего лишь сборщиками, собиравшими в узлы какие-то детали.
Зато позволялось во весь голос рассказывать о сварщиках, стропальщиках (но не такелажниках), слесарях, комплектовщицах, крановщицах. И хотя ни подлодки, ни Белое море не назывались собственными именами, люди, работавшие на Севмашпредприятии и выводившие на испытания корабли, открывались со страниц заводской газеты во всем своем величии и красоте.
Вдох глубокий… Три, четыре…
Валентин Забродин, Василий Боровских, Станислав Головешкин, Татьяна Трухина, Нинель Зайцева, Александр Гузнищев, Татьяна Спиридонова, Жаксбек Сабиров, Людмила Протасова, Раиса Элимелах, Надежда Морозова, Людмила Тельтевская, Вячеслав Белоусов, Василий Рашев, Рудольф Постнов, Светлана Богомолова, Елена Федорова и автор этих строк - все мы из команды пятого редактора заводской газеты. Непохожие в творчестве и неодинаковые по стажу работы в газете, занимавшие в редакции разные должности, и пусть не в одно время, служили одному общему делу. Бегали за горячей информацией в цехи, уговаривали руководителей производства дать интервью газете, участвовали в рейдах и месячниках.
А еще ведомые Александром Бурловым «трибуновцы» выходили на спортплощадки и стадион «Север». Соревновались на беговых дорожках, прыгали в секторах для прыжков, сдавали нормативы комплекса «Готов к труду и обороне». Ничего не знавшие о баттерфляе и кроле, заходили в воду бассейна спортклуба и «по-собачьи» преодолевали 50-метровую дистанцию оборонного норматива. На весенние и осенние кроссы выходили семьями, заручившись поддержкой спящих в колясках малышей. Так было. И этой страницы из летописи не зачеркнуть.
Однажды, был такой период, редактор вывел свою команду на волейбольную площадку. Тренировались газетчики вместе с полиграфистами цеха 33. Площадка была размечена во дворе здания управления, рядом с цехом 33. Каждый обеденный перерыв здесь раздавались удары по мячу и голоса болельщиков. Репетицию завершали общезаводские соревнования в спортзале на улице Советской, 29. В назначенное время капитан команды Александр Бурлов вывел своих подопечных на командную встречу. На игру с именитым соперником газетчики вышли в майках с эмблемой «Полиграфист». Победила, как говорят в таких случаях, дружба.
***
Годы «бурловской оттепели» нельзя вспоминать без волнения в сердце. Всего лишь мгновения в тридцатилетней жизни газеты, а как много значат они в судьбе каждой ее индивидуальности. Сложенные воедино они составляют команду нашей молодости. Команду, без которой летопись предприятия и не представить.
Юрий АНАНЬИН.
Фото из архива редакции.