Открыта рубрика «Ответственные сдатчики», в которой журналисты рассказывают о людях, занимающих эту должность. Нынешний материал открывает цикл статей о ведущих сдаточных механиках, работающих на подводных лодках, которые строит Севмаш. Наш рассказ о Дмитрии Бакулине.
Единой командой
Дмитрий Бакулин, через некоторое время после окончания с отличием Севмашвтуза, пришел в качестве оператора ГЭУ на строительство заказа № 210. Здесь он прошел хорошую школу под руководством таких механиков, как Юрий Константинович Гринчак и Владимир Иванович Поляков. Дмитрий Бакулин участвовал не только в строительстве корабля, но и во всех его испытаниях в море.
- До сих пор помню ощущение, когда впервые приступил к управлению системами корабля, - вспоминает Дмитрий Павлович. - Теоретически, конечно, знал, как работает оборудование. Но на практике, когда система благодаря твоим действиям запускается, когда видишь по стрелкам приборов происходящие физические процессы, когда любое твое действие откликается на работе главной энергетической установки, это впечатляет.
После передачи подлодки флоту Дмитрий Бакулин, уже механик, на одной из военно-морских баз обеспечивал подготовку корабля к прохождению испытаний.
- Работал вместе со специалистом нашего подразделения Алексеем Поляковым. По завершении работ нас перевели на строительство АПЛ «Северодвинск», - продолжает Дмитрий Павлович. - На этом корабле проекта «Ясень» вместе с Поляковым, Валерием Григоровым, Дмитрием Шило, Ильей Мишекуриным, другими ребятами вели большую работу по системам управления главной энергетической установкой корабля. Основательная подготовка, хорошая организация взаимодействия с представителями проектанта и заказчика позволили испытать системы в море в минимальные сроки. Значительная часть нашей команды с «Северодвинска» трудится на «Казани». Сегодня основной помощник, можно сказать, моя правая рука - Дмитрий Романов, опытный специалист, участвовавший в строительстве и испытаниях кораблей проектов «Тайфун» и «Ясень».
На испытаниях - первопроходцы
Около сорока человек из отдела испытаний и сдачи заказов задействованы на строительстве «Казани». Команда молодая: большинству до сорока лет. При этом многие с опытом строительства кораблей разных серий. У двоих - Виктора Шило и Виктора Свидерского опыт огромный, наработанный десятилетиями труда на сдаточных заказах.
- Виктор Тихонович и Виктор Иванович, специалисты высочайшего класса, наверно, как никто другой до нюансов знают принципы организации испытаний. С ними всегда можно посоветоваться, получить профессиональный ответ на любой вопрос, - продолжает Дмитрий Бакулин. - Для каждого из нас освоение современной техники требует систематического и постоянного получения новых теоретических знаний. Мы проходим подготовку в учебных центрах, проектных институтах, посещаем промышленные предприятия контрагентов. Но главное - это самоподготовка, и она для профессионального роста наших специалистов играет определяющую роль. Тем, кто приходит к нам, приходится пройти своеобразное собеседование. На такой проверке выявляются базовые знания, уровень теоретической подготовки будущих инженеров-испытателей. Мы даем ребятам опросник и примерно через неделю проводим экзамен. После чего делаем вывод, на что молодому специалисту нужно сделать упор, прежде чем приступать к изучению корабля.
Дмитрий Бакулин убежден: важно не просто изучить «железо», необходимо четко представлять, как работают корабельные системы в их взаимосвязи. Значение имеет и предрасположенность к профессии. При этом успех освоения техники напрямую зависит от стараний и усилий специалиста.
- Наша профессия, при всей своей сложности, интересная, - говорит Дмитрий Павлович. - По сути, мы первопроходцы. Объясню почему: на испытаниях новой техники выполняем то, что до нас никто и никогда не делал. Эта особенность вдохновляет на свершения и мотивирует.
Тяжело в учении…
В настоящее время одна из первостепенных задач Дмитрия Бакулина - обучение рабочих и специалистов сдаточной команды.
- Обучение началось в феврале. Этому вопросу уделяем особое внимание. Большую часть рабочих обучают специалисты нашего отдела. Ребята прекрасно знают не только системы корабля, но и все особенности, нюансы их работы, - продолжает разговор Дмитрий Бакулин. - В процессе обучения тесно сотрудничаем с отделом технического обучения, отделом труда и заработной платы ССП. Помогают и строители 5-го отдела управления подводного кораблестроения в части организации взаимодействия с подразделениями Севмаша. Главным образом, мы готовим работников к грамотной эксплуатации различных систем. Мало их смонтировать, необходимо четко представлять, как оборудование работает. Нужно знать, что допускает техника; иметь представление что делать, если она начинает работать некорректно, когда выходят из строя те или иные элементы.
Обучение является одним из наиболее ответственных этапов для сдаточной команды. По словам ведущего сдаточного механика, в ходе подготовки закладываются основы безопасных испытаний и эксплуатации корабля. От того, насколько профессионально будут действовать рабочие и специалисты на корабле, зависит безопасность его эксплуатации.
- Сдаточная команда - это не только те, кто ходит в море. В нее включены работники, обеспечивающие корабль на берегу, готовящие его к выходу в море. На «Казани» есть проверенные временем и морями. Большинство из них - представители старшего поколения. Для значительной части молодежи «Казань» - первый корабль в трудовой биографии. Им мы уделяем особое внимание, надеемся и делаем все, чтобы в море молодые специалисты не подвели, - отмечает Дмитрий Павлович.
Курс обучения сдаточной команды проходит в несколько этапов. Теоретическую подготовку планируется завершить осенью.
- Современные подводные лодки конструктивно сложны. Думаю, большинство из тех, кто задействован в строительстве «Казани», испытывают чувство гордости от того, что мы строим этот мощный корабль. Хочется создать его именно «зверем из глубины», как называли в американской прессе АПЛ «Северодвинск». Чтобы при выходе «Казани» в океан супостат побаивался и спешил к своим базам, чтобы укрыться. Убежден, Севмаш способен строить лучшие корабли в мире, мы это доказывали всегда, докажем и впредь.
Олег ПЕРОВ.
Фото автора.