Nov 23, 2015 15:17
Как известно, на сегодняшний день существует две основные школы подводного кораблестроения - отечественная и западная. Основные различия заключаются в архитектуре подводных лодок. Отечественная школа предусматривает двухкорпусную конструкцию, западная - однокорпусную.
Идея двухкорпусной конструкции зародилась очень давно, еще до того, как сформировался привычный для нас облик подводной лодки. Автором идеи принято считать Алексея Подолецкого.
В 1831 году он представил в Кораблестроительный комитет Морского Министерства проект подводной лодки. В описании к проекту Подолецкий писал следующее: «Плавать под водою и опускаться в глубину оной на столько футов или сажен, сколько потребует надобность». Предусматривалась постройка двухкорпусной подводной лодки длиной 5,5 метра и шириной 2 метра. Обшивка должна была крепиться к 21 шпангоуту. Погружение обеспечивалось приемом воды в междубортное пространство, всплытие обеспечивалось ее откачиванием с помощью поршневых насосов. В случае чрезмерно быстрого погружения с бортов предусматривались специальные крылья для удержания подводной лодки на глубине: «Для поддержания груза и свободного плавания под водою открываются приделанные крылья к боковым бортам, дабы остановить судно в равновесии и дать ему свободный ход посредством обращения колес».
Крылья одновременно являлись и горизонтальными рулями. В качестве движителя - два гребных колеса: «От киля на 6 футов утвердить в средине шлюпки небольшой вал, коего концы выходили бы по обе стороны на два с половиною фута для укрепления оных колес, которые посредством механизма будут приводить в действие, и судно может плыть даже против течения воды». Запас воздуха для дыхания под водой предусматривалось хранить в медном шаре. В проекте указывалось, что «есть возможность возобновить воздух».
При детальном рассмотрении проекта Кораблестроительный комитет постановил, что постройка судна нерациональна.
Александр МАЗУР.
подводная лодка