Герои не нашего времени

Sep 18, 2015 15:11



Руководитель гидрографической экспедиции Борис Вилькицкий

Сто лет назад, 16 сентября 1915 года, завершилось первое в мировой истории сквозное плавание Северным морским путем. Гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого обследовала неведомые, ранее недоступные районы Арктики, совершила крупнейшее в ХХ веке географическое открытие.
Бескрайние ледяные просторы Арктики сотни лет привлекали первооткрывателей. Дело не только в безудержном стремлении путешественников изучить неизведанные миры, новые морские пути. Арктика также исследовалась как регион с возможными природными ресурсами. Как мы знаем, этот потенциал подтвердился. В наше неспокойное время Арктика находится в центре геополитических интересов многих стран.
Впрочем, от дней нынешних вернемся в начало двадцатого века. Поражение России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. побудило власти задуматься о наращивании в водах Тихого океана мощной группировки российских кораблей. Возникла необходимость оценить возможность использования Северного морского пути для перехода боевых судов в дальневосточные моря. Требовались обширные гидрографические исследования. С этой целью была организована Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО).
План экспедиции разрабатывался при активном участии Александра Васильевича Колчака. Именно по его инициативе специально для ГЭСЛО на Невском судостроительном заводе Санкт-Петербурга были спроектированы и весной 1909 года построены ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач». Уже осенью пароходы вышли из Кронштадта. Пройдя вдоль побережья европейских стран, через Суэцкий канал в Красное море, Индийский океан, преодолев сотни миль по Тихому океану, «Таймыр» и «Вайгач» достигли Владивостока. В столице Приморья был укомплектован штат экспедиции. В него вошли военные моряки.
В 1910-1912 годах ГЭСЛО вела работы на северо-восточных морях. Тогда экспедицию возглавлял полковник, затем генерал-майор корпуса гидрографов И.С. Сергеев. Главная задача - совершить сквозное плавание на «Таймыре» и «Вайгаче» Северным морским путем - стояла впереди.
И вот 6 июня 1913 года ГЭСЛО, выйдя из Владивостока, взяла курс на северо-восток. Морякам-полярникам предстояло выполнить обширную программу исследований, пройти северными морями в Европу.
Ледоколом «Таймыр» командовал капитан 2 ранга Борис Вилькицкий. «Вайгачем» - старший лейтенант, а затем капитан 2 ранга Петр Новопашенный. Оба моряка - представители старинных дворянских родов - зарекомендовали себя как опытные гидрографы, являлись героями Порт-Артура.
Для руководителя ГЭСЛО генерал-майора Сергеева поход стал последним. На пути к Берингову проливу генерала парализовало. По приказанию с большой земли экспедицию возглавил капитан Вилькицкий. Два года морякам-полярникам предстояло исследовать Арктику. Безусловно, они понимали, насколько опасна их миссия, но мужественно шли вперед. Моряки помнили: по историческим меркам недавно, в 1881 году, погибла экспедиция американского полярника Делонга. Его яхту «Жаннета» раздавили льды, и моряки в надежде на спасение были вынуждены за сотни километров добираться на материк, в район дельты реки Лена. Во время сложнейшего перехода большинство членов экипажа, включая Делонга, погибли. Отнесенные океанскими течениями фрагменты убитой Арктикой «Жаннеты» через два года были найдены и опознаны на Земле Франца Иосифа.
Российские моряки, конечно же, знали эту печальную историю. Нашим полярникам предстояло значительно дальше, чем Делонг, продвинуться на запад. Там, за тысячу с лишним километров от места гибели «Жаннеты», 20 августа 1913 года русские исследователи обнаружили ранее неизвестные острова и в год 300-летия дома Романовых назвали их Землей Императора Николая II. Архипелаг (с января 1926 года постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета называется Северная Земля) находится к северу от Таймырского полуострова. Выяснилось, что состоит архипелаг из четырех крупных и двух несколько меньших размеров островов общей площадью порядка 40 000 кв. км.
Кроме этого ГЭСЛО открыла пролив между Карским морем и морем Лаптевых. Его назвали в честь Вилькицкого, руководителя экспедиции.
Выполняя задачи в арктических морях, экспедиция сделала описание северного побережья Восточной Сибири, островных территорий. Полярники «Таймыра» и «Вайгача» собрали большое количество данных о климате тех суровых мест, о магнитных явлениях. Экспедиция произвела многочисленные наблюдения над господствующими ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей.
К северу от Таймырского полуострова «Таймыр» и «Вайгач» оказались в сложной ситуации: гидрографические суда постоянно садились на мели, ломали лопасти винтов, натыкались на плотные льды. И в конечном итоге экспедиция попала в продолжительный ледовый плен. Лишь с началом навигации 1915 года, когда подтаявшие льды наконец отпустили суда, долгая дорога «Таймыра» и «Вайгача» к заветной цели продолжилась. Полярникам понадобилось несколько месяцев, чтобы добраться до Архангельска и завершить первое в истории мирового мореплавания сквозное плавание Северным морским путем. Столица Поморья встретила моряков-полярников с большим воодушевлением, как истинных героев.



Весна 1915 года. "Вайгач" и "Таймыр" (вдали) в ледовом плену

В сентябре 1916 года правительство России в своем послании к правительствам иностранных государств подвело итог деятельности капитана Бориса Вилькицкого и его экспедиции: «...Этот офицер Императорского Российского флота произвел в 1913 г. опись нескольких обширных местностей, расположенных вдоль северного побережья Сибири и... открыл остров, позднее названный островом Генерала Вилькицкого (отец руководителя экспедиции русский гидрограф-геодезист генерал-лейтенант Андрей Ипполитович Вилькицкий. - Прим. ред.). Засим, поднявшись к северу, открыл обширные земли, распространяющиеся к северу от Таймырского полуострова, коим были даны наименования Земля Императора Николая II, остров Цесаревича Алексея и остров Старокаломского. В течение 1914 года капитан Вилькицкий, сделав новые и важные исследования, открыл другой остров близ острова Беннета. Название «остров Новопашенного» было дано этому острову. Императорское Российское правительство имеет честь нотифицировать настоящим Правительствам союзных и дружественных держав включение этих земель в территорию Российской Империи».
У Бориса Андреевича Вилькицкого сложилась долгая и непростая жизнь. В 1918-м он был назначен начальником первой советской гидрографической экспедицией. Волею судеб в 1920-м оказался вынужден эмигрировать в Англию. В течение многих лет работал гидрографом в Бельгийском Конго. Бориса Вилькицкого не стало в 1961-м году.
…Сегодня Северный морской путь достаточно активно используется. В основном крупными российскими компаниями, добывающими в Сибири полезные ископаемые. Северным морским путем ходят не только гражданские суда. Все чаще здесь можно встретить российские боевые корабли. Так, осенью 2013-го в Арктике выполнял задачи отряд кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий». За время похода моряки прошли 4000 миль. По данным из открытых источников, рассматривалась возможность прохождения Северным морским путем с Северного на Тихоокеанский флот двух стратегических атомных подводных лодок проекта 955 «Борей» - «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Ученые убеждены: грузопоток по арктическим морям с каждым годом будет только увеличиваться. По прогнозам, уже скоро он достигнет уровня советских времен.

Олег ПЕРОВ.
Фото с сайта yandex.ru.

livejournal

Previous post Next post
Up