Варианты конструкции "потаенного судна"
История создания подводного флота в России началась очень давно. Первую подводную лодку предложил построить крестьянин Ефим Никонов. Корпус судна он предлагал выполнить в виде бочки, а в качестве движителя использовать весла. Она и вошла в историю как «потаенное судно» Ефима Никонова. Название судно получило странное - «Морель».
Ефим Никонов родился в подмосковном селе Покровское, был опытным мастером-плотником. При прохождении службы в рекрутах был определен для работы на верфях, где строились военные корабли. Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании «потаенного судна» для уничтожения вражеских кораблей.
В 1718 году «за мзду небольшую» Ефим Никонов продиктовал стряпчему челобитную на имя царя Петра I, но ответа из Санкт-Петербурга не последовало. Тогда через год была отправлена вторая челобитная, которая до Петра I дошла.
В январе 1720 года Ефима Никонова привезли в Петербург, в домике у Невы состоялась встреча с царем, содержание беседы неизвестно, но после Е. Никонов был отправлен на Галерную верфь в распоряжение генерал-майора И.М. Головина. В сопроводительном письме значилось: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно сделать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же требованию из конторы Адмиралтейских дел. Денежное жалование с начала его работы давать по три алтына, две деньги в день и ныне в зачет выдать пять рублей».
Ефима Никонова и выделенных под его начало мастера, бочара и десятерых солдат-плотников Головин немедленно приказал занести в «Ведомость об окладах жалования разным лицам, состоящим у адмиралтейского дела». Работу начали с сооружения сарая, первую русскую подлодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. В Адмиралтейств-коллегии было заведено отдельное дело «О строении села Покровского крестьянином Ефимом Прокофьевым потаенного судна модели и об отпуске на строение лесов, разных припасов и материалов». Сарай построили быстро, соорудили и подобие стапеля с уходящими под воду брусьями. По техзаданию требовалось построить уменьшенную модель, так распорядился царь.
Закладка «потаенного судна» состоялась 3 марта 1720 года, присутствовали чиновники от И.М. Головина и писарь с доской. При написании названия судна, писарь допустил ошибку, и судно получило название «Морель» вместо запланированного «Модель». Буквально через год судно было готово к спуску.
В 1721 году Петр I назначил испытания, которые проходили на реке Неве. С выстрелом пушки «Морель» погрузилась и медленно отошла от берега, вскоре раздался второй выстрел, служивший сигналом к всплытию, и судно показалось над водой. При повторном погружении произошла авария, через кожаные уплотнения весел вода стала поступать внутрь судна. Спасти «Морель» удалось, спасением первых подводников руководил лично государь. Неудача не смутила царя, Петр заявил, «чтоб никто конфуз в вину не ставил». Работы решено было продолжить.
По замыслу Ефима Никонова и Петра I судно задумывалось как боевое. В челобитной от 1719 года Е. Никонов предлагал построить «потаенное судно, которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли…» Изобретатель предлагал вооружить судно пушкой. Однако от идеи отказались, так как установить орудие на ПЛ в то время было невозможно. В 1721 году после неудачных испытаний родилась идея вооружить судно «огненными трубами». Именно с этого времени судно Ефима Никонова стало называться «потаенным огненным судном».
Судя по сохранившимся документам, планы вооружения судна «огненными трубами» претворялись в жизнь. В августе 1724 года по указанию царя Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «В главную артиллерию послать преморию и требовать, дабы к «потаенному судну» десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии».
Интересен тот факт, что Петр I принимал непосредственное участие в постройке судна, давал указания и предлагал свои технические решения. Поэтому первую русскую субмарину можно рассматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова. Не менее интересно и то, что Ефим Никонов предлагал изобрести водолазный костюм, который предназначался для того чтобы человек, облачившийся в него, мог выйти из судна в подводном положении и установить на вражеском корабле мину. Костюм предполагалось выполнить из кожи, а шлем - деревянным со стеклом, в качестве уплотнительной манжеты на шлеме также планировалось использовать кожу, воздух же в костюм должен был подаваться с судна через специальный шланг.
Но 28 января 1725 года Петр I умер. Ефим Никонов лишился влиятельного покровителя и защитника. В марте 1725-го он докладывал адмиралтейству - «потаенное судно на пробу сделал», но испытания прошли неудачно. Впоследствии, в 1726 и 1727 годах, были еще испытания, которые тоже окончились неудачей. И в 1728-м Адмиралтейств-коллегия приняла постановление о закрытии работ над «потаенным судном», мотивируя это тем, что строительство идет десять лет, средств истрачено немало, а результата нет. Самого же мастера Ефима Никонова определили адмиралтейским работником в Астраханское адмиралтейство.
Петр I на строительстве "потаенного судна" (с картины художника В. Таирова)
Александр МАЗУР,
сотрудник музея Севмаша.