Корабли уходят - люди остаются

Jun 11, 2015 14:05



Бригада Александра Журавлева, 1985 год

Газета «Трибуна рабочего» (так тогда назывался «Корабел») делала сюжеты с основного производства, находясь в жестких рамках правил и инструкций, связанных с секретностью. Что было в общем неудивительно, хотя на горизонте уже и замаячили времена горбачевской «гласности» и «перестройки», до окончания «холодной войны» (если вообще оно было) оставалось несколько лет. В 1984-м в США избрали президентом на второй срок Рональда Рейгана, который за два года до этого назвал Советский Союз «империей зла».
Севмашпредприятие уже в те годы являлось крупнейшим оборонным судостроительным предприятием нашей страны. Корабелы в 1985-м занимались строительством атомных подводных лодок нескольких проектов. На стапелях цеха 55 (входил совместно с цехом 50 в состав стапельно-сдаточного производства) находились заказы 617 и 618, в мае заложили 619-й. Все эти корабли проекта 949А позже получили названия «Краснодар», «Красноярск», «Иркутск».
Продолжалось строительство крупнейших в мире подводных кораблей - тяжелых атомных подводных крейсеров проекта 941: заказ 724 (спущен на воду 30 апреля 1985 г.), 725 и 727. Последние два в 2001 году были названы «Архангельск» и «Северсталь».
Но и это еще не все. В цехе 50 в 1985-м строились корабли проекта 667БДРМ: именно заказ 380 (спущен на воду 17 марта 1985 года), 382, 383 (позже получили названия «Екатеринбург», «Тула» и «Брянск»), а также 381. Как видим, перед корабелами стояли серьезные задачи. И, как показала история, все они были успешно решены. Кстати, руководил тогда стапельно-сдаточным производством Давид Гусейнович Пашаев, будущий Герой России, легендарный директор Севмаша.
В одном из ноябрьских выпусков 1985 года «Трибуна рабочего» рассказывала о передовой комсомольско-молодежной бригаде слесарей-монтажников 55-го С.Л. Цыварева, работавшей на кораблях проекта 941. За год коллектив подал восемнадцать рационализаторских предложений, семь из которых внедрены в производство: «21 тысяча 600 рублей - таков лицевой счет экономии и бережливости бригады. Остается добавить, что комсомольско-молодежному коллективу С.Л. Цыварева за первое полугодие 1985 года присуждено 1-е место по предприятию за участие в смотре экономии и бережливости». Газета также отмечает, что достигнуть высоких результатов бригаде помогает рациональное использование рабочего времени, крепкая дисциплина, слаженность в работе.
В одном из следующих номеров «Трибуна рабочего» пишет о бригаде слесарей-монтажников Александра Журавлева с участка № 9, ударно трудившейся на заказе 618. «В октябре этот коллектив сверх установленного закрыл еще один документ по системе, на монтаже которой специализируются рабочие… Они стремятся строго выполнять обязательства перед смежниками. Пример в коллективе показывают многие передовые монтажники. И среди них - заместитель бригадира Яков Хохлов, работники Сергей Богданов, Вячеслав Денисов», - пишет заводская многотиражка.
В статье «Опыт молодым», вышедшей под рубрикой «Навстречу слету наставников» газета приводит в пример Владимира Николаевича Бабнюхова с участка № 22. Он, кавалер орденов «Знак Почета», Трудовой Славы 3-й и 2-й степени, много лет возглавлял бригаду сборщиков в цехе 55. «Это опытный рабочий, его трудолюбие, весомый вклад в изготовление заказов неоднократно отмечены высокими наградами Родины», - говорится в статье.
…Тридцать лет прошло с тех пор. Некоторые из передовиков производства находятся на заслуженном отдыхе, другие до сих пор трудятся на своих участках. Бригадир слесарей-монтажников Цыварев работал на Севмаше до 2008 года, а орденоносец Бабнюхов простился с предприятием лишь три года назад. На участке № 9 мы узнали, как сложился жизненный путь у героев статьи из «Трибуны рабочего». Александр Павлович Журавлев так до пенсии и работал на участке, занимался корабельными системами высокого давления. Являясь производственным наставником, воспитал многих учеников, четверо из которых и сегодня трудятся в бригаде. Сергей Васильевич Богданов до сих пор в строю. Занимается подготовкой арматуры для основных заказов производства. Трудится в бригаде и Вячеслав Александрович Денисов. И все так же на системах ВВД строящихся кораблей.
Бригада, напомню, отличилась при строительстве заказа 618 «Красноярск», где ответственным сдатчиком являлся Владимир Прокофьев. Владимир Алексеевич находился в этой должности и при строительстве одного из последующих кораблей проекта 949А, заказа 637 «Смоленск». Затем занимал другие посты, много лет возглавлял отдел строителей, участвовал в испытаниях кораблей, в том числе серии «Борей». Владимир Прокофьев и сегодня работает на предприятии. Как и сдаточный механик «Красноярска» Вячеслав Кузнецов, являющийся заместителем начальника управления испытаний и сдачи заказов. Вячеслав Андреевич после заказа 618 был сдаточным механиком на заказах 638 «Челябинск», 651 «Омск» и 663 «Томск».
А как же сложилась судьба у подводных лодок, о которых говорилось выше? АПЛ «Краснодар» в 1992 году завоевала приз главнокомандующего ВМФ за ракетную стрельбу, но уже через шесть лет была исключена из состава ВМФ. «Иркутск» в 1990-м, а затем и «Красноярск» в 1991-м совершили подледный межфлотский переход с Северного флота на Тихоокеанский, и были зачислены в состав Тихоокеанского флота.
Корабль ТК-13 (заводской номер 724) включен в состав Краснознаменного Северного флота 15 февраля 1986 года. В октябре 1987-го подлодку посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. А в 1998-м тяжелый ракетный крейсер исключен из состава ВМФ. На «Архангельске» в феврале 2004-го побывал Президент России - Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Владимир Путин и в качестве старшего на борту принял участие в командно-штабном учении. ТК-20 «Северсталь» в ноябре 1996 года совершил поход на Северный полюс, где произвел учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты. «Екатеринбург» в 1986-м, а «Тула» и «Брянск» в 1987 году были включены в состав Северного флота. Все три корабля возвращались в Северодвинск, но уже на предприятие «Звездочка», для прохождения ремонта.
…И сегодня, тридцать лет спустя, стапеля Севмаша загружены работой. И уже новое поколение корабелов строит новые корабли.

Подготовил Олег ПЕРОВ

История предприятия

Previous post Next post
Up