В фондах музея Севмаша, среди пожелтевших фотографий и потрёпанных треугольников фронтовых писем советских солдат - работников нашего предприятия - хранятся вражеские, немецкие и финские, агитационные листовки.
На них - изображения военнопленных, незамысловатые тексты с призывами к красноармейцам сдаваться. Каковы же причины распространения листовок?
Великая Отечественная стала не только колоссальным военным противостоянием, но и ареной ожесточённой информационной борьбы Советского Союза с нацистской Германией и её сателлитами, в том числе Финляндией. Одним из ключевых инструментов этой борьбы стали пропагандистские листовки, которые вермахт и его союзники распространяли на фронте.
Гитлеровская Германия уделяла огромное внимание психологической обработке, причём не только собственных войск. Ещё до вторжения в Советский Союз немецкое командование сформировало специальные подразделения по ведению информационной войны. В их задачи входило создание и распространение агитационных материалов, в первую очередь листовок, призванных деморализовать Красную Армию и советское население.
Листовки, сбрасываемые с самолётов и распространяемые диверсантами, представляли собой небольшие печатные издания формата А5 или А6. Их содержание варьировалось в зависимости от задачи и целевой аудитории - то обещания сытой жизни в случае капитуляции, то угрозы жестокой расправы. Одни обращались к советским солдатам, призывая их сдаваться в плен, другие были ориентированы на гражданское население, пытаясь посеять панику и недоверие к властям.
Пропагандисты Третьего рейха играли на самых сокровенных чувствах - страхе смерти, страхе голода, страхе за судьбу родных.
В листовках, адресованных женщинам, нацисты пытались сыграть на материнских чувствах, уверяя, что, только сдавшись в плен, женщины смогут спасти своих детей от ужасов войны. Другие же откровенно призывали к предательству, обещая «защиту» от зверств «большевистских варваров».
Особое внимание нацисты уделяли так называемым «чёрным» листовкам, содержащим ложную информацию. Так, в одной из них утверждалось, что Красная Армия якобы понесла колоссальные потери и вот-вот потерпит полное поражение.
В другой говорилось, что Москва пала, а Сталин бежал из столицы. Такие, как говорят сегодня, фейки должны были подорвать боевой дух советских солдат и вселить в них безнадёжность.
Наряду с откровенной ложью, использовались и более тонкие манипулятивные приёмы. Например, могли содержаться реальные, но тенденциозно интерпретированные сведения о трудностях, с которыми сталкивались наши войска. Или же приводились сообщения о немецких успехах, преувеличенные до абсурда. Особое место в нацистской пропаганде занимали «перебежчицкие» листовки. В них рассказы красноармейцев, якобы добровольно сдавшихся в плен. Эти так называемые «свидетельства» должны были убедить наших солдат, что сдача в плен - безопасный и даже выгодный выбор. Однако на деле пленные, чьи истории использовались в подобных текстах, зачастую подвергались пыткам и издевательствам.
Весной 1943 года для психологического обеспечения операции «Цитадель» штаб вермахта спланировал крупномасштабную психологическую операцию, получившую кодовое название «Серебряная полоса». Главная её задача заключалась в том, чтобы с началом немецкого наступления заставить как можно больше наших солдат не оказывать сопротивление и сдаваться в плен. Особая ставка делалась на так называемую Российскую освободительную армию (РОА) генерала Власова. Часть листовок подписывали представители штаба этого изменника Родины.
Упомянем листовки, распространявшиеся союзниками Германии - финнами, венграми, румынами.
В них часто делался акцент на общности исторических и культурных корней, уверения в братской помощи «освободителей» и призывы к совместной борьбе с «большевистской чумой».
Нацисты нередко использовали захваченные советские типографии, чтобы печатать пропагандистские материалы. Так, после захвата Киева в 1941 году они наладили выпуск листовок на украинском языке, пытаясь привлечь на свою сторону местное население.
Разумеется, советское командование не оставалось в стороне и активно противодействовало фашистам. Их листовки перехватывались и уничтожались. Были созданы специальные подразделения, отвечавшие за выпуск агитационных материалов.
Таким образом, листовки играли важную роль в этой «войне нервов». Но несгибаемая воля советского народа, вера в нашу победу, ненависть к захватчикам оказались сильнее пропагандистских уловок нацистов. Лишь горьким напоминанием о том времени остались вражеские листовки в архивах музеев. В том числе и нашего.
Материал из газеты «Корабел»
Виктория ЩЕКИНА,
музей Севмаша
Фото Олега Перова