Больше, чем династия

Aug 17, 2024 10:00



Официальный статус трудовой династии Грувманы-Курыгины получили четыре года назад. По признанию Ирины Эрнстовны Курыгиной, дочери основателей династии - Эрнста и Лилии Грувман, Севмаш всегда был ещё одним членом их семьи. К труду родителей на заводе Ирина и её брат Александр относились с огромным уважением. Отчасти поэтому и их собственная трудовая судьба была как будто сразу предопределена.
Сегодня юным северодвинцам буквально с детского сада рассказывают о Севмаше и подводных лодках. Множество проф­ориентационных мероприя­тий для ребят постарше помогают сложить представление о том, кто и как строит корабли, выбрать себе профессию по душе. Но в те годы, когда росли Ирина и Александр, завод для ребят казался местом загадочным и даже немного мистическим. Взрослые должны были строго соблюдать режим гостайны и не распространяться о том, чем занимаются. Ирина вспоминает, что, отправляясь на каникулы к бабушке в среднюю полосу, должна была говорить всем вокруг, что родители работают на предприятии, где производят снегоуборочную технику.
Город молодых
В конце 1950-х Грувманы-старшие приехали в молодой город по распределению после окончания Брянского института транспортного машиностроения. Попасть в Северодвинск могли только самые успешные и лучшие студенты. Эрнст Матвеевич, отправляясь работать на оборонное предприятие, получил напутствие от своего отца-­военнослужащего: «Тебя ждут лучшие технологии, дисциплина и большая ответственность, и это, безусловно, будет интересно».
А вот родные Лилии Алексеевны не были настроены так оптимистично. Её отец, узнав, куда направляется дочь вслед за мужем, был очень огорчён: «Там же болота, дорог нет, вместо тротуаров деревянные мостки!» Он и представить себе не мог, как стремительно поменялся облик города за последние годы.
Северодвинск покорил молодую семью своей чистотой, красотой и свежестью. А работа действительно оказалась интересной, сложной и ответственной. Молодой специалист из Брянска с активной жизненной позицией за 18 лет работы прошёл путь от помощника мастера до начальника цеха 11.
- Мы с братом учились в школе № 22, - вспоминает Ирина. - А тогда было принято шефство цехов над школами. Над нашей школой шефствовал папин цех. С его помощью был оборудован классный кабинет химии! Вообще, помощь школе мы воспринимали как что-то очень естественное и родное. Мы чувствовали заботу старших о нас, детях, и стремились вести себя достойно, чтобы перед шефами не было стыдно.
Из цеха 11 Эрнст Матвеевич перешёл в отдел главного технолога (так в своё время называлось НТУ), став заместителем главного технолога предприятия. В середине 1980-х Грувман стал ­лауреатом премии Совета Министров СССР за участие в создании цеха 16. Лилия Алексеевна начала трудовой путь инженером-технологом в цехе 8, но большая часть её трудовой биографии прошла в отделе главного технолога.

Вслед за родителями
Александр Эрнстович во время учёбы во втузе пришёл работать в цех 11 станочником. Его отец к тому времени там уже не работал, но фамилия часто шла впереди молодого человека, и Александру пришлось прикладывать усилия, чтобы доказать всем, что он не «папенькин сыночек» и готов работать на своё имя сам. Цеховым технологом Александр проработал в цехах 11, 16, 40, 10. В прошлом году ушёл на заслуженный отдых ведущим технологом - руководителем группы цеха 10.
Ирина Эрнстовна работает в ПКБ. Занимается автоматикой систем управления энергетической установки.
- У нас очень широкий круг взаимодействий по рабочим вопросам, - говорит Ирина. - Мы должны быть постоянно на связи и с проектантом, и с контрагентами, и с нашим производством, в частности со стапелем. Получив документацию, я должна её проработать и найти места, где могут возникнуть затруднения, подумать, как их устранить.
Наработанный годами опыт позволяет Ирине чувствовать себя в рабочих вопросах уверенно. Она всегда знает, на какие документы может опереться, какие аргументы привести, чтобы объяснить проектанту потребности производства, а производству - условия проектанта. «Любой вопрос тем или иным образом решается. Но решение это нужно найти. И найти его вовремя, чтобы не было дополнительных затрат на переделки», - говорит Ирина.

Севмаш как судьба
По документам представителями династии Грувманов-Курыгиных являются только Ирина с братом Александром, их мама Лилия Алексеевна и младший сын Ирины Даниил. Но на самом деле, как это бывает почти всегда, за рамками официальных документов семья гораздо шире. В разное время на нашем предприятии работали у Александра жена и младший сын Игорь, а у Ирины - муж и старший сын. Сейчас Курыгины все вместе трудятся на строительстве кораблей Севмаша. Правда, каждый на своём предприятии и по своему заведованию. Владимир Анатольевич Курыгин - специалист «Арктики», старший сын Александр Владимирович работает на «Северном рейде». А младший сын Даниил Владимирович - сборщик-достройщик цеха 40 Севмаша. Надо признать, парень не сразу «дозрел» до Севмаша, поначалу искал другие пути самореализации. Но от судьбы, похоже, не уйдешь. И Даниил доволен своей сегодняшней профессией.
- Для меня Севмаш прекрасен: красивый внешне, высокотехнологичный, современный, - говорит Ирина. - Всё, что мы делаем здесь, для меня наполнено глубоким смыслом. Верю, что наша семья полезна предприятию так же, как мой родной завод полезен Родине.

Материал из газеты «Корабел"
Ольга СОБЕРГ
Фото Олега Перова

АПЛ, Севмаш, ОСК, династия, ВМФ, корабел

Previous post Next post
Up