Им стал для Севмаша легендарный директор Евгений Павлович Егоров
Давно замечено: на самых ответственных этапах истории Севмаша его возглавляли выдающиеся руководители, наилучшим образом отвечавшие задачам момента. Своего лидера потребовала и эпоха стремительного развития и расцвета завода. Им стал Евгений Егоров.
Будущий выдающийся корабел родился в январе 1908 года в Херсонской губернии. Он - яркий пример новой технической интеллигенции, характерной для Советского Союза первых десятилетий.
Школа, получение рабочей профессии формовщика-литейщика, работа на судостроительном заводе № 198 в Николаеве, учёба в кораблестроительном институте там же… И быстрый профессиональный рост, реализация энергии, знаний, таланта инженера и руководителя. Николаев, Владивосток, верфь в Комсомольске-на-Амуре, Балтийский завод в Ленинграде - на последних двух предприятиях он 12 лет был главным инженером. И, наконец, в январе 1952 года он возглавляет завод № 402.
Известно замечание о том, что лидер СССР принял Россию с сохой, а оставил с ядерным вооружением. Позволим себе его вольно перефразировать: Евгений Павлович принял завод, со стапелей которого сходили эсминцы (добавим при всём уважении к тем, кто их строил: эсминцы эти были основаны ещё на концепциях начала Второй мировой), а покинул его строящим атомные подводные ракетоносцы самого передового на тот момент мирового уровня.
И преображение это произошло в феноменально короткий срок. Как известно, с момента закладки первой отечественной АПЛ, К-3 (зав. № 254) в цехе 42 до её включения в боевой состав флота прошло менее трёх с половиной лет! И такой темп поддерживался на заводе всё двадцатилетие (1952 - 1972 годы) под управлением Евгения Егорова. Эффективное освоение революционных для того времени технологий, стремительное развитие производственных мощностей завода, создание огромного коллектива высочайшей квалификации, начавшийся расцвет социальной сферы города корабелов - всё это направлялось волей директора завода и было теснейшим образом связано с его трудом.
Сухие цифры статистики впечатляют: за двадцатилетие под руководством Е.П.
Егорова наш завод сдал восемь эсминцев, построил и сдал два лёгких крейсера, 18 подводных лодок проектов 611, В611 и АВ611, 14 АПЛ проектов 627, 627А и 645, 16 ракетоносных ДЭПЛ проектов 629 и 629Б, восемь атомных ракетоносцев проекта 658, 16 вооружённых крылатыми ракетами АПЛ проекта 675 (всего за пять лет, с 1961 по 1966 годы, считая от закладки первой до сдачи последней!), 21 из 24 ракетных подводных крейсеров проектов 667А и 667АУ, уникальную АПЛ проекта 661. Началось строительство ракетоносцев проекта 667Б и титановых АПЛ проекта 705К. И это не считая нескольких десятков единиц заказов для гражданского флота и вспомогательных судов ВМФ, таких как плавучие технические базы!
Талант и умения администратора сочетались в Евгении Павловиче с интеллектуальным уровнем настоящего учёного. Именно он стал инициатором создания и первым ректором Севмашвтуза.
Выдающийся корабел, руководитель и учёный ушёл из жизни в 1982 году.
Власти страны отметили заслуги Е.П. Егорова званием Героя Социалистического Труда (в 1959 году - за строительство АПЛ проектов 627 и 627А), восемью орденами, Ленинской премией. Конечно, помнят его и на Севмаше, и в нашем городе. Именем легендарного руководителя названы площадь в Северодвинске и морской буксир-спасатель, аудитория в основанном благодаря Евгению Павловичу Севмашвтузе и стипендия для студентов, в его честь установлены две мемориальные доски. Он почётный гражданин Северодвинска…
А ещё есть и неформальные, не установленные статутами и указами знаки памяти. Скажем, вот уже более полувека дом на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Торцева старожилы Северодвинска называют «директорским». Потому что многие ещё помнят и рассказывают тем, кто моложе, о том, что знаменитый директор не просто жил здесь, но и мог, скажем, пригласить сюда работника, не попавшего на приём по личным вопросам, при всей своей занятости вникнуть в личную проблему обратившегося к нему человека и решить её…
Благодарность и память народные не знают формальностей и сроков.
Материал из газеты «Корабел»
Алексей ЯНИН
Фото из открытых источников