Техническое перевооружение на Севмаше продолжается уже несколько лет
Модернизируются производственные мощности, начинают работать новые участки, приобретается современная техника. Всё это позволяет корабелам успешно решать поставленные государством задачи по строительству подводных лодок, выполнять другие значимые заказы. Все мероприятия осуществляются в рамках программы повышения технического уровня и техперевооружения производства.
Недавно подведены итоги реализации программы в 2023 году, намечены планы на год нынешний. Об этом газете рассказывает заместитель начальника научно-технологического управления Владимир Летучев.
- Владимир Александрович, что сделано в этом направлении в прошлом году?
- Прежде всего, отмечу, что 2023-й стал весьма продуктивным. Освоены все выделенные на приобретение новой техники и материалов, на оплату работ подрядных организаций денежные средства. Всего реализовано 186 мероприятий по техническому перевооружению из 208-ми запланированных - 89 процентов. Цифра хорошая. Назову основные.
В гальваническом цехе № 6 созданы участки твёрдого и электроизоляционного анодирования и ультразвуковой очистки деталей. Приобретены и смонтированы в стапельно-сдаточном производстве, в нескольких цехах: механическом № 8, трубозаготовительном № 9, ремонтном № 17, цехе прессово-штамповой оснастки
№ 47 четырнадцать единиц металлорежущего оборудования. Это круглошлифовальные, токарно-винторезные станки, внутришлифовальный, координатно-шлифовальный, вертикально-фрезерный, горизонтально-расточной и т.д. Что примечательно, всё оборудование отечественное.
Прошлый год стал «урожайным» и для кранового хозяйства Севмаша. В корпусно-сварочном производстве, в ССП, в сборочно-стапельном цехе № 42, в металлургических № 2, 3 и 31, в теплоэнергетическом № 14, на складах цеха № 30 появились современные, изготовленные в России краны - мостовые и козловые, а также кран-балки. Всего - 22 единицы.
- За этими цифрами невидимый глазу труд рабочих, технологов, проектировщиков, конструкторов, инженеров, экономистов, экспертов, других специалистов. Как происходит процесс приобретения техники?
- Любое техническое мероприятие от заявки до внедрения проходит длинный путь. Всё начинается с инвестиционной заявки на планируемый год, в которой оценивается техническая иэкономическая эффективности. Документацию оформляют цехи совместно с экономическими и инженерными службами в соответствии с организационными документами Объединённой судостроительной корпорации и нашего предприятия. Ключевые направления технического и инновационного развития определяются программами на период не менее пяти лет. Их разрабатывают специалисты НТУ вместе с коллегами из других заинтересованных подразделений, а согласуют в АО «ОСК». При создании программ за основу берутся лучшие отечественные и мировые достижения науки и техники, адаптированные под специфику производства Севмаша, а также выпускаемой им продукции.
На основании таких заявок НТУ, управление капитального строительства, фондодержатели, ПКБ «Севмаш» готовят соответствующие разделы инвестиционного плана (программа ПТУ и ТПП, план капитального строительства, титулы капремонта и т.д.). Бюро экономической подготовки главного инженера формирует сводный инвестиционный план на очередной год и направляет его на рассмотрение в инвестиционный комитет АО «ОСК». Там документ проходит согласование с более чем десятью департаментами, которые анализируют заявленные мероприятия по различным критериям эффективности: соответствие стратегическим документам, влияние на производительность труда, использование результатов проектов развития производственной системы и т.п. Решение технико-экономических вопросов при согласовании организует НТУ с привлечением почти всех подразделений предприятия, а финансово-экономических - БЭП ГИ вместе с управлением экономики и ценообразования и финотделом. В конечном итоге средства предоставляются только на выверенные, обоснованные и эффективные мероприятия. Такой процесс носит систематический характер, работа ведётся круглый год.
- Но вот все мероприятия определены, начинается их внедрение. Как это происходит?
- Цехи-заявители с инженерными службами разрабатывают технические требования на поставку оборудования и технические задания на разработку отделом промышленного и гражданского строительства НТУ проектно-сметной документации. Этот отдел также обеспечивает проведение экспертиз и согласований. Документацию на ремонт выпускают энергомеханическое управление и отдел главного архитектора. По отдельным сложным или трудоёмким работам привлекаются сторонние организации.
Для закупки оборудования, материалов, комплектующих также выпускаются техтребования, а для привлечения подрядчиков на выполнение работ или оказание услуг - техзадание. По итогам закупочных процедур, проведённых управлением организации закупок, заключаются договоры. Под руководством главного инженера и его заместителей НТУ, ЭМУ и ОГАрх координируют и контролируют процесс реализации мероприятий.
- С прошлым годом разобрались. Владимир Александрович, а каковы перспективы на этот?
- На 2024-й планы скромнее, но одно мероприятие станет поистине историческим. Речь о глубокой модернизации в крупнейшем эллинге-2 мостовых кранов, названия которых знает весь завод, - «Гранит» и «Фрегат». Работы выполняет предприятие из Санкт-Петербурга «СММЭлектро». С учётом современных технических решений будет полностью заменена электрическая часть, причём с минимальной остановкой работы кранов. По сути, сохранятся только металлоконструкции - они сделаны на века!
Материал из газеты "Корабел"
Вопросы задавал Олег КОРОТКОВ
Фото Олега Перова и из архива газеты «Корабел»