Строители кораблей осуществляют связь между всеми подразделениями завода
Создание заказа для строителей управления подводного кораблестроения начинается с изучения огромного количества документов. Конструкторская документация, инструкции, технологии, очередность будущих работ - все нужно увязать в единую стратегию еще до того, как производство приступит к делу.
- Мы задаем нужный вектор производству, - говорит Дмитрий Кулаковский, ответственный сдатчик одного из строящихся заказов. - Строители, как промежуточное звено, осуществляют связь между всеми подразделениями завода. Но для этого нам нужно заранее досконально проработать все технологические цепочки, все этапы выполнения работ, понять, где мы можем сократить сроки, что необходимо для снижения трудоемкости, продумать, как сделать так, чтобы производственный процесс шел без остановок, без заминок. Основное - именно это. Организация работ - всего лишь верхушка айсберга.
Цвет морской волны
Дмитрий Николаевич признается, что «цвет морской волны» ему нравился с детства, и он всегда мечтал об интересной работе, связанной с кораблями и морем. Собственно, так и вышло. К работе строителя начал присматриваться еще в Севмашвтузе, когда обучался специальности «Кораблестроение» по системе «завод-втуз». Эта система предполагает совмещение учебы и практики. Вот и Дмитрий днем работал сборщиком на участке № 14 эллинга-1, руками делал то, чему вечером на лекциях получал научное обоснование.
- Работая сборщиком «на берегу», наблюдал за строителями кораблей, - вспоминает Дмитрий Николаевич. - Удивляло, насколько обширными знаниями они обладают. Я увидел развитие в этом направлении для себя и написал заявление в 5-й отдел. К тому моменту уже имел опыт работы сборщиком, бригадиром, мастером, прошел определенный производственный путь.
В управление подводного кораблестроения Кулаковского приняли и назначили на строившуюся тогда подводную лодку «Александр Невский». Ему поручили заниматься насыщением ее оборудованием. Сперва круг ответственности был небольшим и задачи несложными. Постепенно молодого строителя стали привлекать и на другие работы, потихоньку расширялся круг задач.
- Мне повезло, когда пришел в коллектив, некоторых ребят уже знал, - говорит Дмитрий Николаевич. - С кем-то вместе учился в институте, кого-то знал по прежней работе. Работалось комфортно, чувствовалась поддержка коллег.
К ним я всегда мог обратиться за советом, помощью - коллективная взаимовыручка была на высшем уровне.
Кулаковский попал в новый круговорот, надо было многое изучать, читать, разбираться. Начинающий строитель с головой погрузился в новое дело, искал знания везде, где можно. Ходил на предыдущий корабль той же серии, готовность которого была выше, смотрел, как там организованы техпроцессы, как решаются задачи, которые потом и ему предстояло тоже решать, задавал вопросы, учился у коллег. Ответственный сдатчик Александр Евгеньевич Резников, в команде которого трудился Дмитрий, очень требовательный; задания своим «бойцам» давал с прицелом, проверял, кто на что способен, внимательно наблюдая за каждым, кто как растет профессионально. Видимо, на Кулаковского сделал ставку и не прогадал.
- На этом заказе мы с коллективом дошли до победного конца. То был большой труд, и долгий путь, - вспоминает Дмитрий Николаевич. - Когда Севмаш сдал подлодку флоту, мне показалось, что в ней навсегда осталась частичка меня. Мы поддерживаем отношения с экипажем, слежу за судьбой корабля.
«А прав ли я?»
После «Александра Невского» Дмитрий Кулаковский получил назначение на другой корабль - старшим строителем, руководителем работ, а вскоре и ответственным сдатчиком.
Пока заказ строится, ответственный сдатчик принимает сотни решений. Как найти лучшее, когда нет единого готового «рецепта»? Как понять, что не ошибаешься? Как оставаться уверенным в своей правоте? Без сомнений, ответственные сдатчики - очень смелые люди. На их плечах невероятный груз ответственности.
- Нет нерешаемых задач, - убежден Дмитрий Николаевич. - Если задача руководством поставлена, она должна быть решена, и ты просто ищешь путь, как именно сделать это. И путей таких может быть несколько. Понять, действуешь ли правильно, помогают опыт, квалификация тех специалистов, которые вместе с тобой будут работать над этой задачей, и - чутье. У всех ответственных сдатчиков, строителей оно должно быть сильно развито. Мысль «а прав ли я?», принимая то или иное решение, совершая то или иное действие, присутствует практически всегда. Но берешь на себя ответственность и делаешь. Часто какое-то неочевидное решение, которое принимается сейчас, спустя время оказывается верным и даже единственно правильным. В этом большая заслуга и всех тех работников и специалистов подразделений предприятия, которые помогают подойти к такому решению.
Секреты профессии
Один из профессиональных секретов ответственного сдатчика Кулаковского - уделять серьезное внимание анализу. Работа выполнена, получилось то, что планировали. А что можно было сделать лучше? А как еще можно было сделать? Где можно будет применить этот вывод? По его мнению, строитель - это в первую очередь аналитик, без анализа информации работать невозможно. «Наша работа не может выполняться ради самой работы, мы делаем ее, чтобы получить конкретный результат», - эту мысль ответственный сдатчик постоянно внушает своей команде. В подчинении у Кулаковского почти два десятка человек, молодые ребята, некоторые еще не имеют опыта строительства других заказов.
- Для меня самое главное, чтобы был огонек в глазах, - говорит Дмитрий Николаевич. - Не воспринимаю тех, кому безразлично. Если я вижу горячее желание, но опыта не хватает - не страшно, все мы когда-то начинали, можно поправить, направить, задать нужное направление, дальше он сам справится. Учу их быть самостоятельными, всегда проводить работу над ошибками. Сегодня со мной все ребята обучаемые, имеют хороший потенциал, вижу, что они вырастут классными специалистами.
Смысл - работать лучше
Работа строителя кораблей зачастую требует полной самоотдачи. Когда все мысли заняты производственными вопросами. Когда остаешься на заводе до выполнения задачи, не глядя на часы и не замечая, что рабочий день давно закончился. Когда настолько сроднился с лодкой, что относишься к ней, почти как к живому существу. И тут очень важно вовремя напомнить себе, зачем ты трудишься.
- Работа работой, но всегда должен оставаться кусочек тебя для той жизни, что вне рамок производства, - говорит Дмитрий Николаевич. - Для меня огромное удовольствие доставляет общение с семьей. Провести с ними время, сходить куда-то, чем-то вместе позаниматься, послушать их, узнать об их достижениях, даже уроки вместе с детьми сделать - все это придает мне силы и смысл работать еще лучше.
Материал из газеты «Корабел»
Ольга СОБЕРГ.
Фото Олега Перова.