Наставник - тот же учитель, только на производстве
Когда новичок приходит на предприятие, его обязательно прикрепляют к старшему товарищу - наставнику. Именно он учит азам профессии, делится знаниями и опытом, дает ценные советы, помогает новому работнику влиться в коллектив. В День учителя, который сегодня отмечается во всех школах страны, разговор о наставниках. Ведь наставник - это тот же учитель, только на производстве.
Один из них - мастер участка № 5 эллинга-1 стапельно-сдаточного производства Алексей Машков. Он начинал в цехе учеником слесаря-монтажника, работал некоторое время по профессии, получил разряд. Имея за плечами среднее специальное образование по специальности «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов», продолжил обучение. Поступил в институт. Получил юридическое образование, прошел переквалификацию во втузе, далее - магистратура в Московском политехническом институте. С 2019 года работает мастером.
- Сначала исполнял обязанности мастера, бригада была большая. Сейчас у меня в подчинении двадцать два слесаря-монтажника, - рассказывает Алексей Игоревич. - Каждый год приходят новые рабочие, кто на практику, а кто и трудоустраивается. Есть и ученики (особенно много их пришло в 2018-2019 годах), есть и профессионалы, например, бригадир Николай Сунгуров. У него шестой разряд, стаж на предприятии. Но все-таки большинство в коллективе молодые, до 35-ти лет. Молодежь постепенно набирается опыта. Чему-то я учу, например, читать чертежи, а как с железом работать - показывает бригадир. Вообще, ребята молодцы, схватывают все на лету, корабль знают «от и до».
Специфика работы бригады Машкова - вооружение, торпедные аппараты. Строящийся сегодня в цехе корабль для Алексея Игоревича уже второй. На каждом сам много нового узнает, а затем и молодежь учит. Дел у монтажников хватает. Оборудования по их части в отсеках много, арматуры, клапанов, датчиков, сигнализаторов и т.п. И все это нужно собрать в единую систему, чтобы работала от пульта.
- Как быстро молодежь осваивает профессию, и от чего это зависит? - задаю мастеру очередной вопрос.
- В первую очередь от наставника зависит, ну и от понимания самим рабочим, что нужно делать, каким инструментом, а еще важно, чтобы у новичка интерес был. Если неинтересно - можно долго его учить, но без толку, - отвечает Алексей Игоревич. - Были такие, кто приходил в бригаду не работать, а смену отсидеть, им неинтересно. Такие у нас не задерживаются. Хорошо, что больше тех, кто схватывает на лету, кому интересно, кто работает, и дело им нравится.
Один из новичков в бригаде - Матвей Трубин. Он студент Севмашвтуза, учится на третьем курсе по системе «завод-втуз» по специальности «Судовые энергетические установки».
- После школы был выбор, куда поступать, решил остаться в родном городе, учиться и работать на предприятии, поскольку тут и стабильность, и хорошие заработки, и все родственники трудились на Севмаше, - говорит Матвей. - В прошлом году проходил производственную практику в этой бригаде на рабочем номере. Знакомился, как слесари-монтажники задания выполняют, производство узнавал. Хорошая бригада. Первым наставником стал для меня Егор Романов. Сейчас практику прохожу уже в должности помощника мастера (наставник Алексей Машков). Тоже интересно: мастер больше времени проводит за компьютером,
с бумагами, документами. Но, считаю, чтобы понять весь производственный процесс, нужно сначала рабочим побыть хотя бы несколько лет. Еще у меня впереди инженерная практика, в конце четвертого курса, но уже сейчас понимаю, что останусь в цехе. Мне здесь нравится. Строительство подводных лодок - процесс очень увлекательный, хотя и сложный, но разбираться в нем интересно. В свое время отец подсказал, что монтажники - самая интересная профессия на Севмаше. Я послушался и не ошибся с выбором.
В бригаде, по словам Алексея Машкова, все наставники: кто поопытнее, кто первым номером работает, у кого понимание есть. А научить молодежь, особенно, которая учится непосредственно на стапеле, не так уж и трудно. Было бы у них желание. Например, научить читать чертежи гораздо проще на корабле, сравнивая, что на бумаге и что в металле, так быстрее получается освоить.
- Ученик отличный, побольше бы нам таких, - дает оценку Матвею мастер Алексей Машков. - Из него вырастет высококлассный специалист. Некоторые приходят - интереса к работе нет, хотя и задания не сложные даешь… А кто заинтересован - выполняет все за короткий промежуток времени, работает по третьему, а то и четвертому разряду.
Мастер уверен в таких ребятах. Конечно, студенту Матвею надо еще опыта набраться, поработать какое-то время. Самое интересное и познавательное начнется, когда самостоятельно работать будет. И это время обязательно настанет.
Материал из газеты «Корабел»
Ольга МАРКУС.
Фото Олега Перова.