Детская верфь в «Орленке». Созданная Севмашем и филиалом САФУ, она готовит корабелов будущего

Mar 01, 2023 09:00



Всероссийский оздоровительный центр «Орленок» (Краснодарский край) состоит из десяти детских лагерей. «Штормовой» - один из них. Севмаш и филиала САФУ в Северодвинске в течение нескольких лет организуют там судостроительную смену. В этом году она пройдет с 20 апреля по 10 мая. Сегодня к ней идет серьезная подготовка. Секреты не раскрываются, но, как утверждают организаторы, будет интересно.
У самого Черного моря
Построенный в 1966 году детский лагерь «Штормовой» свое название получил в честь сторожевого корабля «Шторм», который в годы Великой Отечественной ­войны входил в состав Черноморского флота. В 2000-х годах здание полностью реконструировали. Трехэтажный корпус «Штормового» расположен у самой кромки моря.
Здесь все, как на настоящем судне: кубрики и кают-компании, камбуз и верхняя палуба, судовой колокол и вахтенный журнал. Здесь свои флотские и корабельные традиции. Ребята учатся правильно ставить паруса, управлять шлюпкой, вязать морские узлы, ориентироваться по звездам. Вот в таком замечательном лагере в 2020 году Севмаш и филиал САФУ в Северодвинске начали реализовывать совместную профориентационную программу «Корабелы будущего». Мальчишки и девчонки знакомятся с судостроением, учатся проектировать и создавать радиоуправляемые модели судов и кораблей. На верфи «Штормового» установлен современный лазерный станок и 3D-принтеры. На «палубе» здания лагеря, где проводится открытие судостроительной смены, круглый год развеваются флаги с логотипом Севмаша.

Собрать и испытать
- На нашей смене «Штормовой» превращается в детскую судоверфь, - рассказывает инженер-конструктор ПКБ «Севмаш» Надежда Онегина. - Выбираем корабль или судно, которое будем создавать в лагере, проектируем его в 3D-программах, подбираем материалы. Электронику, двигатели, дейдвуд, винт - приобретаем. Что-то делаем сами, от мелких деталей - до крупных, например, рулевое устройство моделируем и печатаем на 3D-принтере. Надстройку проектируем, а начинающие корабелы вырезают ее: горячей струной из пеноплекса, лобзиком из фанеры и других материалов. Леерные ограждения дети тоже сами паяют и устанавливают. Получается что-то вроде конструктора судна, которое мальчишки и девчонки должны сами собрать, проявив творческое видение, смекалку.
Итак, корабли построены. А дальше, как и положено, - их испытания. На территории «Орленка» есть большой Олимпийский бассейн, где радиоуправляемые модели проходят «экзамен». Каждый должен поуправлять судном, почувствовать, что это такое. А впереди юных строителей и их корабли ждут соревнования. Год от года они меняются. Допустим, нужно преодолеть какие-то сложные водные трассы или пройти морские мили на скорость. Задание может быть усложнено: прийти в какую-то точку, взять на борт груз и вернуться назад. Все зависит от типа судна.

Что строить будем? Пока секрет
По словам Надежды Онегиной, понастроили ребята много всего. Первая смена в 2020 году создавала линкор «Октябрьская революция». На второй смене младшие ребята строили сухогрузы, среднего возраста - буксиры, а старшего - пожарные суда. В прошлом году на детской верфи собирали скоростные катамараны. Судостроительный проект для нынешней, четвертой, смены держится в большом секрете. Можно лишь сказать, что корпуса макетов создаются на Севмаше. А курирует подготовку профильной лагерной смены отдел технического обучения предприятия.
Готовые макеты судов продолжают свою жизнь. Часть их отправляется в Институт судостроения и морской арктической техники Северодвинска; они принимают участие в тематических выставках и на занятиях в школах. Но большинство моделей остается в «Штормовом» и используется для занятий с детьми. Иногда радиоуправляемые суда запускаются прямо в Черное море; они прекрасно держатся на большой воде, а потом гордо возвращаются в родную гавань.

Командная работа
Разработкой судомодельных проектов занимается творческая группа. На начальном этапе это были студенты САФУ, сейчас многие уже работают на Севмаше. Надежда Онегина и Алена Кашина из ПКБ, Юлия Честнейшина из цеха4, Алексей Климов из цеха 17. Есть ребята, которые совмещают работу и учебу по системе «завод-втуз», это Максим Ковальчук и Александр Афанасьев - цех 17, Алексей Проняев - цех 9, Алексей Иванов - КСП; и студенты ИСМАРТа Полина Нефедова, Артeм Звягин, Михаил Колчев, Владислав Иванов.
- Мы собираемся в проектной лаборатории института и планируем свое участие в жизни лагерной смены: чем займем детей, какие модели они будут создавать, - продолжает Надежда Онегина. - В лаборатории есть и компьютеры, и станки, и материалы, которые используем в работе. Мы не только разрабатываем модель, но и программируем ее, поскольку она радиоуправляемая. Все это очень интересно.

Притяжение «Штормового»
Побывать в замечательном лагере на Черном море - мечта многих школьников. Костяк северодвинской смены в «Штормовом», как правило, - дети из города корабелов, Архангельска и области. И определяющий фактор здесь - судостроительные традиции Поморья, специфика Севмаша. Приезжают в лагерь также ребята из Севастополя, Астрахани, Нижнего Новгорода, Самары. И побывав один раз, стараются приехать снова. Ведь креативные идеи, профессиональный подход к делу северодвинских педагогов и вожатых помогают мальчишкам и девчонкам раскрыть свои творческие способности, увлечься романтикой моря. А, может, даже определиться с выбором будущей профессии.
И когда-нибудь построить корабль своей мечты.

Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ.
Фото из архива судостроительной смены 2022 года.

профориентация, Севмаш, корабли, Орленок, ВМФ, ОСК, лагерь, школьники

Previous post Next post
Up