Развивать заводскую науку. Этим занимаются в проектно-конструкторском бюро «Севмаш»

Feb 28, 2023 09:00



«Наш флот должен и будет жить новыми кораблями», - написал выдающийся русский ученый, классик корабельной науки Алексей Николаевич Крылов, 160-летие которого будет отмечаться в нашей стране в августе. К Севмашу - лидеру отечественного подводного кораблестроения эти слова имеют самое непосредственное отношение. Именно здесь строятся атомные подводные лодки, которые являются основой морских ядерных сил России и важнейшим фактором сдерживания амбиций стран НАТО.

Весомый потенциал
Каждый новый корабль отличается от предыдущих более жесткими требованиями к тактико-техническим характеристикам. Поэтому его строительство неизбежно связано с решением не только производственных задач, но и задач, возникающих на стыке производства с наукой, и даже чисто научных задач. Для этого Севмаш обладает весомым научным потенциалом: в его коллективе два доктора технических наук, семь кандидатов технических наук, три кандидата экономических наук и талантливые инженеры; обширная база научных знаний и компетенций, накопленных при разработке, внедрении и испытаниях современного корабельного оборудования, средств акустической защиты и АПЛ в целом; уникальная испытательная база, по многим показателям не имеющая аналогов в России; научные традиции.
Ниже пойдет речь о некоторых направлениях научной деятельности ученых ПКБ «Севмаш».

Подшипники скольжения
В ПКБ «Севмаш» ведется разработка новых подшипников скольжения. Проектированием судовых подшипников скольжения Севмашпредприятие занимается с начала 1960-х. Родоначальник школы по проектированию судовых подшипников скольжения - крупнейший специалист в этой области, доктор технических наук, профессор Александр Яковлевич Альпин, разработавший теоретические основы конструирования и гидродинамических расчетов подшипников жидкостного трения, в том числе со специальными смазочными слоями.
В ПКБ «Севмаш» теоретические разработки А.Я. Альпина получили дальнейшее развитие: открыты новые свойства смазочных слоев, что позволило создать уникальный высокооборотный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой для магистральных насос­ных агрегатов и судовой опорный высокооборотный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой. На основе проведенных теоретических исследований усовершенствованы методики гидродинамических и тепловых расчетов подшипников, в том числе со специальными смазочными слоями; на большинство разработанных технических решений получены патенты на изобретения.

Стендовая база
В ПКБ ведется модернизация и развитие стендовой испытательной базы. База, созданная под руководством А.Я. Альпина, получила дальнейшее развитие в двух направлениях: во-первых, совершенствование методов и разработка новых методик измерений вибромеханических характеристик средств акустической защиты; во-вторых, создание и совершенствование комплекса стендов для испытаний корабельного оборудования на соответствие требованиям по виброшумовым характеристикам.
Перечислю некоторые результаты развития первого направления. Разработан метод измерения входных, передаточных и перекрестных механических сопротивлений крупногабаритных виброизолирующих конструкций на сервогидравлических испытательных машинах в условиях больших статических нагрузок. Разработан метод определения коэффициента механических потерь по комплексной частотной характеристике, представленной в полярных координатах Найквиста. Впервые в отечественном кораблестроении разработана методика измерений и измерена сила тяги резервного двигателя корабля прямым методом. Разработаны методика стендовых испытаний и расчетно-экспериментальная модель. Выполнены теоретические и экспериментальные исследования динамических характеристик муфты валопровода внешнего размещения в воздушной и водной средах.
В результате развития на Севмаше второго направления создан не имеющий аналогов в России комплекс виброакустических испытательных стендов, на которых в рамках приемосдаточных, периодических и квалификационных испытаний испытаны тысячи единиц корабельного оборудования, изготовленного на Севмаше и контрагентами для строящихся кораблей. В состав комплекса входят: стенд «ПГВ» для испытаний гидрооборудования систем гидравлики; стенд «Вода» для испытаний арматуры систем транспортировки воды; стенд «РМ» для испытаний крупногабаритного оборудования; единственный в России стенд «АВиК» для испытаний арматуры систем вентиляции и кондиционирования воздуха; единственный в России стенд «ГРЩ» для испытаний главных распределительных щитов, который собирается по временной схеме на виброизолированных фундаментах стендов «ПГВ» и «Вода».
Главной отличительной особенностью стендов является высокая пропускная способность, позволяющая Севмашу испытывать более 90 процентов корабельного оборудования собственного производства без нарушения сроков поставки изделий на строящиеся корабли. После ввода стендов в эксплуатацию они неоднократно модернизировались в связи с расширением номенклатуры испытываемых изделий, разработкой и внедрением новых методик испытаний, базирующихся на методах многоканального взаимного спектрального анализа случайных процессов, улучшения стендовых виброакустических характеристик. Благодаря своевременным опережающим модернизациям, каждая из которых равносильна отдельной научно-исследовательской работе, обеспечивается постоянный высокий научно-технический уровень наших виброакустических испытательных стендов. Это подтверждается результатами периодических акустических паспортизаций, проводимых совместно с Крыловским государственным научным центром, и большим объемом выполненных и ожидающих выполнения заказов на проведение испытаний изделий более чем двадцати сторонних организаций.

В чистый размер
Большое внимание ученые ПКБ уделяют обеспечению геометрической точности судовых корпусных конструкций при их изготовлении в чистый размер. Чистый размер - качественный показатель, характеризующий изготовление судовых корпусных конструкций (секций, блоков) без монтажных припусков. Изготовленная в чистый размер конструкция устанавливается при сборке на штатное место с минимальным объемом пригоночных работ по монтажным кромкам, необходимых для обеспечения требуемых величин зазоров под сварку. Технология изготовления корпусных конструкций в чистый размер является критически важной для внедрения прогрессивного блочно-модульного метода строительства заказов.
Целью исследований, проводимых специалистами ПКБ «Севмаш» в этом направлении, является разработка теоретических основ и комплекса организационно-методических мероприятий, позволяющих внедрить на Севмаше технологию изготовления корпусных конструкций в чистый размер. В ходе научно-исследовательской работы уже выполнен анализ конструкторско-технологических возможностей Севмаша для осуществления перехода от традиционной технологии строительства заказов к сборке корпусов из конструкций, изготовленных без монтажных припусков, разработан комплекс научно-технических и организационно-управленческих мероприятий, необходимых для внедрения данной технологии.

Комплексный учет
В центре внимания в ПКБ и оптимизация испытаний интегрированных комплексов вооружения, что является актуальной проблемой, которую необходимо решать при комплексном учете различных по своей природе факторов, многообразии входящих в комплекс систем и связей между ними. В целом процесс испытаний можно охарактеризовать критериями эффективности, определяющими рациональность затрат времени и средств на экспериментальную отработку, точность и достоверность полученных результатов и информативность проверок. Одним из важнейших направлений обеспечения надежности является планирование экспериментальной отработки, включая обоснование объемов, продолжительности испытаний, задание требований к условиям испытаний, имитации процессов отказов. Оптимизацию программы экспериментальной отработки осуществляют с помощью методов динамического программирования и статистического моделирования.
Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов. Возможные альтернативные пути достижения цели в общем случае обладают разной эффективностью. Системный анализ позволяет сравнить эти пути между собой и выбрать из них лучший на основе эффективности.
Специалисты ПКБ «Севмаш» исследовали вопрос оптимизации методологии комплексных проверок на математической модели, построенной по исходным данным, полученным в процессе испытаний головного и первого серийного заказов. Были разработаны и внедрены усовершенствованные методологии проверок с использованием способа испытаний типа «электронный» пуск таким образом, чтобы обеспечивалась установленная надежность системы (комплекса) при минимальных затратах средств и времени.

Единое пространство
В числе приоритетов и создание единого проектно-производственного пространства. В развитие этого направления специалисты ПКБ «Севмаш» выполняют работы по автоматизации подготовки производства корпусообрабатывающего цеха. В процессе создания программного комплекса выпуска рабочей документации выполнен количественный и качественный анализ разрабатываемых документов, создана цифровая модель оборудования цеха, внедрены новые методы обмена электронной информацией.
В рамках проекта «Технологическая модель. Корпусная часть» специалисты ПКБ ведут: анализ и структурирование задач автоматизации, решаемых на основе технологической модели корпуса корабля; оценку существующих методов автоматизированного задания технологических параметров в программном комплексе; исследование вопроса назначения технологических параметров в процессе технологической подготовки производства; разработку алгоритмов решения задач подготовки производства на основе технологической модели корпуса корабля.
Разработка и внедрение новых программных продуктов и решений на основе использования электронных моделей позволяют сокращать сроки подготовки производства и повышать качество разработанной документации.

Метод конечных элементов
В ПКБ ведется разработка параметрической модели постановки кораблей в сухой и плавучий доки для расчетов методом конечных элементов распределения и оптимизации нагрузок на доковые опорные элементы. Ранее расчет нагрузок, действующих на док и судно при доковании, базировался на громоздких методах решения дифференциального уравнения изгиба корпуса корабля как непризматической балки на упругом основании переменной жесткости. В настоящее время ПКБ «Севмаш» совместно с Северным Арктическим федеральным университетом имени М.В. Ломоносова ведет научно-практическую работу, нацеленную на создание специализированного программного обеспечения, базирующегося на параметрической модели, которое позволит повысить эффективность процесса проектирования доковых опорных устройств и судоподъемного оборудования для строящихся и ремонтируемых заказов.
Выполненные нашими специалистами исследования в области статически неопределимых систем большого порядка позволили в сжатые сроки предложить решение неравномерного распределения подъемной силы понтонов на корпус корабля проекта 11442М при спуске его на воду в 2020 году. Предложенный метод позволил исключить глубокую модернизацию судоподъемной оснастки (упоры, понтоны), что обеспечило вывод заказа в директивные сроки.

Модальные параметры
Разработка и внедрение методики контроля эффективности низкочастотной виброобработки сварных металлоконструкций по стабилизации модальных параметров тоже в числе интересов наших специалистов. После сварки в металлоконструкциях появляются нераспределенные остаточные напряжения, вследствие чего возможны такие негативные последствия, как изменение формы и размеров. С целью снижения остаточных напряжений конструкции подвергаются низкочастотной вибрационной обработке, сущность которой заключается в воздействии на конструкцию знакопеременными нагрузками на резонансных или околорезонансных частотах. В результате снижаются уровни остаточных напряжений, стабилизируются форма и размеры конструкций.
Наиболее распространенным способом контроля эффективности низкочастотной виброобработки является отслеживание изменений остаточных напряжений в конструкциях методом рентгеновской дифрактометрии напряженного состояния. Однако этот способ требует больших временных и финансовых затрат в силу длительности процесса измерений и дороговизны оборудования. Вследствие чего такому контролю подвергается выборочно лишь небольшая часть серийно изготавливаемых Севмашем сварных металлоконструкций. Исследования, проведенные специалистами ПКБ «Севмаш», показали, что модальные характеристики обрабатываемых конструкций обладают хорошей чувствительностью к виброобработке, а их стабилизация может быть выбрана в качестве критерия ее достаточности. Современные цифровые анализаторы динамических сигналов измеряют модальные характеристики практически в реальном времени, что позволяет внедрить 100-процентный контроль эффективности виброобработки. В ближайшей перспективе планируется приобретение и освоение новых комплексов низкочастотной виброобрабоки, оснащенных многоканальной цифровой измерительной системой.
Наши специалисты постоянно участвуют в заводских, отраслевых, региональных и общероссийских научно-технических конференциях и конкурсах, в которых часто становятся победителями или занимают призовые места. Уверен, что и в дальнейшем научное направление деятельности ПКБ «Севмаш» будет эффективно развиваться на пользу отечественного кораблестроения.

Владимир НЕКРАСОВ,
доктор технических наук, начальник сектора ПКБ «Севмаш».
Фото Олега Перова.

инженер, АПЛ, Севмаш, стенд, корабел, подшипники, конструктор, испытания, конструкторское бюро, ВМФ, ОСК, ПКБ

Previous post Next post
Up