Сталелитейный цех встретил шумом и рабочей суетой. Но не трудовые будни стали поводом для посещения металлургов. Вскоре здесь состоится важная техническая операция - приемочные испытания нового мостового крана российской компании «Велкран».
Испытания эти статические, с подъемом груза весом в 37,5 тонны, и динамические, с проверкой всех механизмов. Они проводятся в рамках модернизации производства.
Четвертый производственный пролет, формовочный участок № 1. Сотрудники отдела главного механика, предприятия-изготовителя, механик цеха 2 Вадим Лобанов, машинист крана Наталья Попова, стропальщики - все готовы к работе. Нелегкая проверка грузоподъемной техники начинается.
У нового крана два механизма подъема: главный - на 30 тонн и вспомогательный - на 5 тонн. Подобная техника уже эксплуатируется на Севмаше, и отзывы о ней хорошие. Посмотрим, что покажет проверка недавно смонтированного тридцатитонника.
По правилам, мостовые краны подвергаются полному техническому освидетельствованию до их пуска в работу. Грузоподъемная техника должна соответствовать правилам безопасности производственных объектов. Статические испытания проводятся для проверки конструктивной пригодности крана. Причем с нагрузкой 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности. Таким образом, 30-тонный кран предстоит испытать весом в тридцать семь с половиной тонн. Вся эта колоссальная нагрузка давит на две пролетные балки крана, на грузовую тележку, на рельсы. В процессе испытаний специалисты проверят и жесткость моста. Груз будет в подвешенном состоянии в течение десяти минут. Если за это время он опустится хотя бы на несколько сантиметров, значит, тормозные механизмы крана не выдержали. Во время подвешивания груза специалисты с помощью приборов зафиксируют и прогиб моста. А когда нагрузку снимут - остаточную деформацию металлоконструкций. При динамических испытаниях проверят действия механизмов и тормозов крана.
И вот испытания начинаются. В кабине - машинист крана Наталья Попова, профессионал с серьезным опытом. Сегодня на ней огромная ответственность - правильно поднять и переместить многотонные металлические блоки, суммарный вес которых превышает эксплуатационную грузоподъемность крана.
Крюк мощной техники «майнается» к подготовленным к перемещению грузам. Рядом команда стропальщиков под руководством Максима Кулижского. Рабочие накидывают петли стальных стропов на крюк. Теперь необходимо из блоков массой в полтонны, две, пять и десять тонн набрать «контрольный груз». Сложение стальной «пирамиды» выполняется в течение нескольких минут.
Настает самый важный момент - подъем испытательного веса. Мощный крюк плавно поднимается вверх, крепкие тросы натягиваются, как гитарные струны. Тонны стали на несколько сантиметров поднимаются над бетонным полом цеха. За происходящим внимательно наблюдают представители приемочной комиссии. Груз уверенно удерживается механизмами крана в течение требуемых десяти минут. Статические, а впоследствии и динамические испытания проходят по намеченному плану. После их завершения о результатах расспросил механика
цеха.
- Испытания прошли на «отлично». Техника выдержала проверку, документы по приемке подписаны, - сообщил Вадим Лобанов. - В ближайшее время кран будет поставлен на учет и предъявлен комиссии с участием государственного инспектора Ростехнадзора. После прохождения всех организационных процедур получим разрешение на пуск в эксплуатацию.
Новый «Велкран» стал шестым из поступивших в цех в течение последних лет. В настоящее время специалисты завода-изготовителя монтируют краны грузоподъемностью 20/5 тонн в третьем пролете, на участке обрубки, а также в четвертом пролете, где делаются формы и выполняется заливка фасонного литья. Сдача этих кранов в эксплуатацию намечена в ноябре-декабре текущего года.
- Довольны работой специалистов компании «Велкран». Они профессионально, качественно, оперативно выполняют монтаж, пусконаладку. Вместе конструктивно решаем возникающие вопросы. Ребята молодцы, - добавил механик цеха.
Всего же по программе технического перевооружения производства в цехе 2 планируется заменить, кроме выше указанных, еще семь кранов.
Олег ПЕРОВ.
Фото автора.