В современной подводной лодке они проложены по детальным 3D-чертежам
Многие километры трубопроводов необходимо проложить на подводной лодке. Без них никак. Трубопроводы - это артерии жизни: по ним подаются вода, пар, кислород, воздух высокого давления... Насыщение корабля трубами - один из основных этапов его создания. А начинается всё с конструкторов. В последние годы сотрудники ПКБ «Севмаш» активно усовершенствуют процессы изготовления и монтажа труб. И это, похоже, им удалось. Сегодня в производстве применяется новая технология изготовления труб - по детальным чертежам, созданным с помощью 3D-моделирования.
- По классической технологии прокладка трубопроводов выполнялась макетировочной комиссией, куда входили и конструкторы, - говорит начальник сектора монтажного отдела ПКБ Алексей Платонов. - От них требовалось выполнить прокладку с учетом установленного и не установленного на место оборудования, размещения на трубопроводах арматуры, имеющей зоны обслуживания, а также предусмотреть места для будущих трубопроводов. Идеальный вариант прокладки - постепенное насыщение трубами помещений корабля с уже установленными механизмами и оборудованием. Однако в реальности так не всегда получается. Сжатые сроки строительства, несвоевременные поставки меняют технологический процесс строительства кораблей. Существенно усложняет задачу прокладка трубопроводов в районах, где установлено оборудование сложной формы. А когда на стапеле строится несколько кораблей одного проекта, допущенные изначально ошибки, неточности в изготовлении труб могут перенестись на последующие заказы. Этого допустить нельзя.
Прокладка трубопроводов разных систем ведется под определенную задачу: обеспечить запуск тех или иных механизмов и оборудования, влияющих на жизнеобеспечение подводной лодки. Такой путь не дает возможности прокладки других систем, монтируемых на более поздних этапах. В итоге нередко приходилось переделывать уже изготовленные трубы.
В непростом и трудоемком процессе на помощь пришли современные компьютерные технологии 3D-моделирования. Этой работой занимаются два подразделения ПКБ: отдел моделирования заказов - выполняет лазерное сканирование моделей оборудования, а также размещение труб в трехмерном исполнении; монтажный отдел - работает с альбомами труб и непосредственно с производством. Изначально трехмерная модель была использована на корабле проекта 11442М и при строительстве батопорта для Мурманска. Здесь ПКБ «Севмаш» работало по модели и документации проектантов. С учетом полученного опыта систему доработали. Специалисты ПКБ создали цифровую модель подводной лодки, которая позволила в виртуальной среде проработать размещение оборудования, трубопроводов и силовых электрических кабелей.
- Для апробирования изготовления трубопроводов по электронной модели был выбран монтажный блок системы охлаждения двигателя, - рассказывает Алексей Платонов. - Мы выполнили прокладку трубопроводов в трехмерной модели с участием проектанта - ЦКБ МТ «Рубин». Файлы данных о геометрии трубы переданы на производство. Для контроля точности изготовления труб методом гибки на станках с ЧПУ наши специалисты выпустили вспомогательные документы: сварочные альбомы труб, эскизы с размещением арматуры и другие.
Перед тем, как запустить в работу новую технологию изготовления труб, специалисты монтажного отдела ПКБ изучили возможности производства - технику, работу с документацией, а также «прошли» все этапы гибки труб, вплоть до установки их на заказе.
- В работе участвовала большая группа людей: конструкторы ПКБ, технологи НТУ, программисты ОАСУП, специалисты цеха 9.
Сомнения были: ведь реальные трубы, как корпусные конструкции, имеют допуски, которые приходилось учитывать или компенсировать. Но все получилось, - подводит итог нашему разговору Алексей Платонов. - Внедрение инновационной технологии изготовления труб по детальным чертежам, созданным с помощью ЗD-моделирования, доказало свою эффективность: сократилось время на изготовление труб, повысилась точность их гибки. Появилась возможность монтажа труб наиболее ответственных систем на более ранних этапах, практически исключена необходимость переделок при дальнейшем насыщении помещений оборудованием. Всё это серьезный шаг вперед в создании кораблей для Военно-морского флота.
Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ.
Фото Станислава Зелянина.