4 февраля, исполнилось 70 лет бывшему заместителю генерального директора Севмаша по ремонту кораблей
В далеком 1975 году после окончания втуза он пришел устраиваться на участок испытаний стапельно-сдаточного производства, в то время это было сложно, но одному из самых талантливых инженеров-механиков выпуска это удалось. Его приметил и пригласил вместе с Владимиром Пастуховым, Сергеем Смирновым, Михаилом Рубцовым, Игорем Багаевым в свою команду сдаточный механик головного корабля проекта 949 Юрий Кондрашов.
Молодые инженеры изучали материальную часть корабля в проектных бюро и на заводах-поставщиках задолго до поступления оборудования. Они исписали тетради, нарисовали в цвете системы корабля. «Это пригодилось при обучении слесарей-монтажников, членов сдаточной команды, - вспоминал Герой Социалистического Труда Валентин Репин. - Сергей преподавал работу масляной системы. Главная энергетическая установка стала прорывом в технике: процессы автоматизированы. Преподаватели знали всё назубок, экзамены мы сдавали тоже им. Во время испытаний рабочие и инженеры подружились. Это была сплоченная команда, и цель у нее - сдать корабль, что и было сделано. С Сергеем мы дружим до сих пор. Он молодец».
«Я пришел в их команду перед самым спуском корабля на воду, - дополняет сменный механик Виктор Шило. - Володя Пастухов и Сергей Хвиюзов рвались в бой, были самыми активными. Их тетради с записями - кладезь знаний. Мне помогли быстро изучить новую технику, но и я ребятам помогал, у меня был большой опыт испытаний. Они потом называли себя моими учениками, что мне льстило. Молодые инженеры кроме знаний отличались большими организаторскими способностями. К слову, Сергей организовал и провел мое 50-летие, за это и многое другое я ему благодарен».
«Мы с Хвиюзовым провели четыре корабля проектов 949 и 949А, - делится воспоминаниями сменный механик Сергей Смирнов. - Было много нештатных ситуаций, из которых с блеском выходил Сергей Хвиюзов. Чего стоит ликвидация последствий аварии на головном корабле проекта 949А, когда главная турбина могла пойти в разнос. Уже тогда Сергей пользовался большим авторитетом. Не случайно его и Пастухова, как самых подготовленных специалистов, направили по обмену опытом при испытаниях АПЛ проекта 971 в Большой Камень. На нашем заводе тоже вскоре наступило время сдавать АПЛ этого проекта. Ведущий сдаточный механик головного корабля «Барс» Владимир Пастухов забрал Сергея Хвиюзова, Сергея Бубновского и меня в свою команду. На этом проекте в полной мере раскрылся организаторский талант Хвиюзова. Он как сдаточный механик передал флоту АПЛ «Волк» и «Тигр». На одном из сданных кораблей нас командировали на Север, чтобы провести операцию ввода ГЭУ в подводном положении. Несмотря на сложности, ввод был осуществлен, хотя я был готов по его команде выполнить вручную «Аварийное всплытие». Он воспитал десятки учеников, многие стали известными корабелами: А.А. Дьячков, В.В. Бородин, А.С. Белопольский, А.Г. Головастиков».
Строки его любимого поэта Владимира Высоцкого «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков» никак не подходят к Сергею Хвиюзову. Он был лидером во всех сферах. Много лет играл в баскетбол за команду «Север». В нападении связке «Хвиюзов - Колмаков» не было равных. И на работе Сергей был решительным руководителем. При первом выходе в море АПЛ «Волк» появилась повышенная вибрация линии вала. Они с ответственным сдатчиком Леонидом Березовским приняли непростое решение - прервать испытания и вернуться на предприятие. Это по всем меркам ЧП. Встречали их не только генеральный директор, но и представители ФСБ. Давид Гусейнович выслушал доклад и предложения по устранению причин вибрации. Предложения были одобрены и выполнены. Корабль успешно завершил испытания, а
Сергея вскоре, в 1994 году, назначили заместителем начальника стапельного цеха50 по подготовке производства. Еще через три года он становится начальником отдела гарантийного надзора, ремонта и утилизации. В трудные 1990-е это направление внесло серьезный вклад в бюджет завода. Началась утилизация атомных ракетоносцев. Сергей стоял у истоков разработки основополагающих государственных документов по утилизации АПЛ. Это было время бесконечных командировок в НИКИЭТ, в главкомат ВМФ, в Министерство обороны, Минатом, Минпромторг. Одновременно шли переговоры с минобороны США по утилизации АПЛ проекта «Акула» по программам совместного уменьшения угрозы и ликвидации ядерного наследия Советского Союза. Я был свидетелем, как блестяще проводил эти встречи Сергей. Американцы для установления деловых контактов даже приглашались на его дачу в «Беломоре». Стоимость контракта поднималась несколько раз. После подписания контракта глава делегации США Рон Альберто отметил в неофициальной беседе, что это - верхняя планка установленной для них стоимости.
Под руководством Сергея Михайловича были утилизированы три таких гиганта, как «Акула», два «Гранита», одна «Аннушка». Жесткие сроки выполнения работ были прописаны в программах, утвержденных правительствами США и России, и для их выполнения привлекалась «Звездочка». «С Сергеем Хвиюзовым интересно работать, - вспоминал первый заместитель генерального директора этого завода Эдуард Баль. - Он глубоко погрузился в тонкости утилизации, поражал американских офицеров-чиновников глубокими знаниями материальной части. Несмотря на горячий характер, спокойно и аргументированно доказывал сложности выполнения отдельных операций. При разделении работ между нашими заводами твердо отстаивал интересы Севмаша. Всегда держал данное им слово. Мы сохранили дружеские отношения на долгие годы».
Сергей Михайлович пользовался огромным авторитетом у командного состава Северного флота. Со многими офицерами он раньше испытывал АПЛ, и его знали как специалиста, прекрасно разбиравшегося в технике. Это позволяло ему корректно отклонять многочисленные претензии флота по кораблям. При его руководстве управление ремонта, модернизации, гарантийного надзора и утилизации выполнило по контрактам с ВМФ поддерживающие и аварийные ремонты АПЛ. Каждый такой контракт - борьба за стоимость, и Севмаш всегда был наверху.
В 2004 году С.М. Хвиюзов стал заместителем генерального директора по ремонту и гарантийному надзору - начальником УРМГиУ. Важное направление деятельности управления - ремонт и модернизация тяжелого ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Вместе со своим заместителем В.Т. Немцевым они обеспечили выгрузку с корабля отработавшего ядерного топлива, дефектацию оборудования, подготовку к докованию и постановку корабля в наливной бассейн для выполнения доковых работ.
На Севмаше широким фронтом началось строительство подводных лодок четвертого поколения, необходимо было готовиться к несению гарантийных обязательств после сдачи кораблей. Заместителем начальника управления по рекомендации Хвиюзова был назначен С.А. Воронько, сегодня первый заместитель генерального директора Севмаша. Ему слово: «За годы руководства Сергеем Михайловичем создан дружный и работоспособный коллектив строителей. Современное название подразделения - отдел гарантии и сервиса ПЛ. Этот коллектив уверенно справляется с очень серьезными задачами, стоящими перед ним».
Сейчас Сергей Михайлович на заслуженном отдыхе. Можно подвести итоги: орден Мужества, звания «Почетный судостроитель» и «Заслуженный работник Севмаша» за самоотверженный труд; построил два дома; вместе с женой Еленой Александровной вырастили сына Данила; посажено не одно дерево... Летом много времени проводит в деревне Почтовое, пока его личный рекорд - щука весом пять килограмм. Зимой часто бывает в Санкт-Петербурге, где живет сын. Хлопот много, и об отдыхе не думает.
Сергей умеет дружить, он общителен и надежен. Все соседи по даче: Тростянецкие, Ижмяковы, Кузнецовы, Поповы - его друзья. Много друзей на заводе и в городе. Приглашаю всех, с кем работал Сергей Михайлович, завтра поздравить его с юбилеем.
Александр ХОЛОДОВ.
Фото из архива автора.