Так без преувеличения можно назвать 70-летнюю историю корпусно-сварочного производства
Без этого коллектива нельзя представить себе ни боевых кораблей Севмаша, от эсминцев проекта 30-бис до грозных современных ракетоносцев, ни развития отечественной нефтегазовой добычи, ни… массового строительства жилья по всей стране на рубеже 1950-х и 1960-х годов. История цеха 7 - корпусно-сварочного производства насчитывает 70 лет. Эпоха тяжелого, но и вдохновенного труда многих тысяч людей.
Стремительное начало
В январе 1952 года после разделения корпусообрабатывающего цеха 5 начал работу вновь организованный сборочно-сварочный цех, получивший номер 7. Приказ директора завода от 19 декабря 1951 года определял его задачи как «предварительную сборку и сварку секций, включая насыщение».
Те годы были временем быстрого развития сварочных технологий и их внедрения в производственную практику молотовских корабелов. Напомним, что уже при строительстве эсминцев проекта 30-бис активно использовалась автоматическая сварка, а корпуса строившихся с 1952 года крейсеров проекта 68-бис были полностью сварными. Вскоре завод переориентируется на строительство подводного флота. И с 1954 года цех 7 приступает к изготовлению блок-секций дизель-электрических подводных лодок проекта 611, а затем проекта 629. Одновременно активно производятся и металлоконструкции надводных судов: паромов, плавучих мастерских, лихтеров, плавбаз. Более того, цех в эти годы загружен и изготовлением поддонов для крупнопанельного домостроения. Эта продукция востребована по всей стране, вплоть до Хабаровска, используется и для строительства жилья в Северодвинске.
В том же 1960-м начаты работы над блок-секциями атомных подводных лодок проекта 675, одновременно с выполнением заказа для строительства космодрома «Плесецк». Вообще, оборонный заказ растет, увеличиваются объемы производства. Это требует и развития производственной базы, и совершенствования технологии и методов работы. И коллектив достойно отвечает на все вызовы. Так, в 1959 году бригада сборщиков КМС под руководством В.А. Иванова и мастера А.К. Храброва выступает с инициативой соревнования за звание «Бригада отличного качества» - это движение становится общезаводским. В 1960 году электросварщики цеха начинают освоение передового по тем временам метода сварки в среде защитных газов. Все это время коллектив цеха - уже более тысячи человек - работает в корпусе 7У, в тяжелых условиях загазованности и шума - ведь в здании тогда отсутствовала вытяжная вентиляция, а в каждой сборочной бригаде были рубщики.
Второе поколение
Между тем на очереди было строительство АПЛ 2-го поколения (проекта 667А). Организуется участок по изготовлению блок-секций в стапельном цехе 50. Одновременно строится новое здание цеха, рассчитанное на изготовление блок-секций увеличенного размера, - корпус 7А, его вводят в строй в конце 1965 года.
В его пролетах впервые в отрасли применяется поточно-позиционный метод сборки и сварки прочных корпусов и объемной сборки и сварки блок-секций. Специалисты цеха и предприятия создают принципиально новый поточно-механизированный комплекс, предусматривавший выполнение работ по строго расчетным графикам, начиная от сборки секций и заканчивая их транспортировкой на стапель. Проводится коренная перестройка организации труда и производства: поэтапная специализация бригад и участков, стационарное размещение оборудования, разработка и внедрение критериев и норм, повышающих производительность труда и культуру производства. Цех становится одним из лучших на предприятии, а в 1968 и 1969 годах дважды получает звание «Лучший цех отрасли».
Впервые в мире
Темпы строительства АПЛ росли. И в 1976 году вступает в строй новый корпус цеха 7 - 7Б. Его оборудование впервые в мировой практике подводного кораблестроения позволяло изготавливать и передавать на стапель блок-секции весом до 600 тонн. С запуском в строй корпуса 7Б цех 7 сменил статус и был переименован в корпусно-сварочное производство.
В последующие годы КСП становится уникальным в отрасли цехом тяжелого корпусного машиностроения. С середины 70-х годов начинается строительство подводных ракетоносцев 3-го поколения - проектов 949 «Гранит», 949А «Антей» и 941 «Акула». Применяются новые марки сталей, осваиваются новые сварочные материалы, методы и способы сварки, внедряются современные средства оснащения рабочих мест, механизации и автоматизации. С 1985 года цех приступает к изготовлению блок-секций АПЛ проекта 971 «Барс». Это время наибольшей загрузки КСП - в работе одновременно металлоконструкции АПЛ четырех проектов, численность работающих превышает три тысячи человек.
Трудное время перемен
В тяжелые 1990-е годы приходится искать пути конверсии. И КСП осваивает производство секций надводных судов, специальной морской техники: буксиров, морских понтонов и барж для Швеции и Норвегии, мини-балкеров для Нидерландов. Но продолжается и работа в интересах российского ВМФ: изготавливаются конструкции АПЛ проекта «Ясень». В 2001 году в очень сжатые сроки строятся два понтона для обеспечения подъема АПЛ «Курск», построен рыборазводный завод для Норвегии. В 2002 году КСП выполняет большой заказ по строительству жилого комплекса Крапивинского месторождения.
Но настоящую загрузку КСП в это время обеспечивает строительство платформ: СПБУ «Арктическая» и особенно морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» - уникального комплекса по добыче нефти. Одновременно КСП изготавливает секции полупогружных платформ MOSS, танкеров - соковозов и химовозов и т.п. Ведутся работы по линии военно-технического сотрудничества. Наращиваются темпы и по строительству атомных подводных лодок 4-го поколения. Начинается набор кадров, ведется работа по обучению учеников, внедряются новые сварочные материалы, новые технологии.
В 2005 году в состав КСП включается цех по производству сварочных материалов № 37. Этот участок обеспечивает подразделения предприятия сварочными электродами более чем 30-ти марок, сварочными флюсами более чем 10-ти марок, присадочными прутками из стали, титановых сплавов и сплавов на основе меди, неплавящимися вольфрамовыми электродами. Также здесь производится электрохимическая очистка сварочной проволоки и намотка сварочной проволоки в кассеты различного типа для автоматической и полуавтоматической сварки. Изготавливаются сварочные материалы и для сторонних организаций.
Сегодня и завтра
Сегодня КСП - мощный производственный комплекс, располагающий современнейшим технологическим оборудованием для высокоточной механической обработки, сборки, сварки, контроля качества сварных соединений крупногабаритных сварных металлоконструкций. Высокому уровню оснащения соответствует и квалификация работников.
- Коллектив сплоченный, способный выполнять самые масштабные задания, - говорит и.о. начальника производства Роман Кузьмин. - Наш вклад есть во всех построенных и сданных флоту кораблях. Кроме того, в прошлом году мы передали на предприятие «Звездочка» секции блока ледостойкой платформы. Выполняем и ряд совместных работ с цехом 42 на корабле проекта 11442М.
В прошлом году на участке производства сварочных материалов освоена новая автоматизированная линия очистки сварочной проволоки, ожидаем новую линию упаковки проволоки. Надеемся на дальнейшее развитие производственной базы, есть масштабные планы. И на 2022-й, и на последующие годы ожидаем полную загрузку производства.
В частности, ведутся масштабные работы по резке металла для изготовления секций батопорта проекта 1418, предназначенного для сухого дока на 35 судоремонтном заводе - филиале ЦС «Звездочка». В КСП планируется переработать около 1,5 тысячи тонн металла.
Гордость цеха
За разработку и внедрение поточно-механизированного комплекса Государственная премия СССР 1969 года присвоена начальнику цеха М.Н. Иванову, его заместителю А.П. Черепанову и ведущему специалисту по сварке Г.М. Пряникову.
За создание АПЛ 2-го поколения проекта 667 большая группа работников цеха награждена орденами и медалями СССР, а бригадиру сборщиков В.А. Аншукову присвоено звание Героя Социалистического Труда. После сдачи головных заказов 605 и 711 в 1984 году большая группа работников КСП награждена орденами и медалями, а бригадиру сборщиков КМС А.Т. Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Первым начальником цеха стал Григорий Лазаревич Просянкин, впоследствии директор Севмашпредприятия, Герой Социалистического Труда. Назовем и других руководителей подразделения. Это Яков Акимович Маляров (1952-1954); Александр Евгеньевич Гурба (1955-1961); Александр Иванович Завершинский (1962-1963); Михаил Николаевич Иванов (1963-1978); Альбин Павлович Моногаров (1978-1998); Виталий Степанович Кравец (1998-2008); Александр Юрьевич Сумароков (2008-2009); Алексей Петрович Башловкин (2010-2013); Иван Алексеевич Сачков (2013-2021). Сейчас обязанности начальника КСП исполняет Роман Владимирович Кузьмин.
- В дни юбилея от души поздравляю и действующих работников производства, и наш «второй цех», как мы называем нашу ветеранскую организацию, - говорит Роман Владимирович. - Желаю всем доброго здоровья, энергии, уюта в доме, профессионального роста и успехов в труде.
Станислав ЗЕЛЯНИН.
Фото Олега Перова.