Семьдесят лет назад, 18 января 1952 года, директором нашего предприятия стал Е.П. Егоров
Заступивший на место Г.К. Волика Евгений Павлович ввел напряженный график работы. И это вполне оправдано: перед корабелами стояли непростые задачи. Завод завершал большую серию эскадренных миноносцев проекта 30-бис и готовился к созданию надводных кораблей нового класса - легких крейсеров 68-бис. Не случайно одним из первых нововведений директора Егорова стало формирование специального отдела организации строительства тяжелых и легких крейсеров - отдела строителей № 2. И уже через полгода, 15 июля, в стапельном цехе 50 был заложен головной корабль «Молотовск».
Может, Сталин пошутил?
Есть расхожая легенда, будто Евгений Павлович рассказывал, что, перед назначением в Молотовск, И.В. Сталин, напутствуя его на новую должность, назвал завод № 402 «спящей красавицей, которую пора разбудить».
Так оно или нет, однозначно сказать сложно, однако к приезду Егорова завод был загружен основательно. Корабелы уже сдали флоту пятнадцать эсминцев; в разной степени готовности находились еще четыре; последний в серии заложили уже при Егорове, 3 апреля 1952-го. Сданы заказчику два железнодорожных парома «Восточный» и «Заполярье»; завершалось строительство еще двух - «Северный» и «Южный»; приемные акты будут подписаны 31 июля того же года. Корабелы под руководством Г.К. Волика наладили изготовление несамоходных морских лихтеров, первые два судна ушли к заказчику в 1951-м. Готовился к спуску на воду морской буксир «Молотовец». В связи с напряженной производственной программой за месяц до прихода Егорова, 19 декабря, Георгий Кононович подписал приказ о создании нового цеха - сборочно-сварочного № 7.
Так что, может, Сталин просто пошутил?
Завод строит подлодки
В середине 1950-х наши корабелы уже строили легкие крейсеры «Молотовск» и «Мурманск», но постепенно переходили к серии дизельных подводных лодок проекта 611. И процесс этот шел со скрипом. Первую субмарину, заложенную на ленинградском заводе № 196 в марте 1953-го, достраивали у нас как заказ 636 (проект В611 с двумя установками для пуска баллистических ракет); лодку перевели по Беломорско-Балтийскому каналу в октябре. А в марте 1954-го газета «Молотовец» («Корабел») опубликовала передовицу с говорящим названием - «Покончить с благодушием, ликвидировать отставание работ на заказах товарища Баранова» (руководитель отдела строителей
№ 2). Основной из этих заказов - лодка с заводским номером 636. В подводном ракетоносце крайне нуждалась страна: на дворе «холодная война», противостояние с Западом. Но очевидно, ситуация была не ахти, поскольку в той публикации резкой критике подверглись старшие строители, технологи, конструкторы, досталось на орехи и начальникам цехов и отделов, и партийным и профсоюзным активистам, и руководителям завода.
Впрочем, вскоре положение изменилось, производство справилось. Как следствие, северяне во второй половине 1950-х сдали ВМФ восемнадцать подводных кораблей проектов В611, 611 и АВ611. А впереди - уже атомная эпопея. Именно на долю Е.П. Егорова и завода выпало создание первой отечественной атомной подводной лодки, налаживание строительства многоцелевых и стратегических атомных подводных крейсеров различных проектов. «Фирма Егорова» (так западные радиостанции называли наше предприятие) успешно справлялась с поставленными страной задачами. Не случайно на Севмашпредприятие приезжали первые лица государства: в 1962 году - Н.С. Хрущёв,
в 1967-м - Л.И. Брежнев.
Кадры решают
По рассказам ветеранов, хорошо известно, с каким трепетным вниманием директор относился к кадровому вопросу. Многим запомнились знаменитые егоровские поездки в заводские общежития. Причем, это были не столько контролирующие наезды большого начальника, сколько почти отеческие посещения человека, пекущегося о нуждах и чаяниях своих подчиненных. После таких визитов (а вместе с директором, как правило, приезжали секретарь парткома или начальники цехов и участков) решались многие житейские проблемы молодых рабочих и специалистов.
Особое внимание Егоров уделял будущим инженерам. Евгений Павлович взял за правило беседовать с выпускниками вузов. И при личной встрече определял, по какому направлению нужно продвигать молодого специалиста. Вот лишь один пример.
Более двадцати лет назад автор этих строк беседовал с В.М. Рожковым, тогдашним заместителем начальника стапельно-сдаточного цеха55. Вспоминая студенческие годы, пришедшиеся на хрущевскую «оттепель», уважаемый корабел рассказал, как он после окончания Ленинградского кораблестроительного института в 1963 году приехал по направлению в Северодвинск, на Севмаш.
«Полученные в «корабелке» знания, - говорил Владимир Михайлович, - позволили нам, молодым инженерам, не только не стушеваться перед невиданным до того производством - Севмашпредприятием, - но и освоить свои профессии. А ведь поначалу в мои планы не входило оставаться навсегда на Севере, хотел отработать лишь три года. Но директор завода Евгений Павлович Егоров провез по цехам, показал масштабы строительства атомных подлодок и, в конце концов, убедил подписать договор. Впрочем, толчком к этому стал телефонный разговор Егорова с… Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущёвым, который интересовался производственными делами. Эта «простенькая беседа» с руководителем государства, невольным свидетелем которой я оказался, произвела на меня неизгладимое впечатление...»
А потом у В.М. Рожкова была интереснейшая работа. Длиной в 37 лет. Пришлось на практике, на стапеле, применять теоретические знания. Пришлось учиться и организации производства, и общению с людьми. Хорошей школой стало участие в строительстве первых подводных ракетоносцев проекта 667БД и головного «Гранита», серии могучих «Акул». Многие пришедшие в те, «егоровские», годы на завод в дальнейшем составили славу Севмашу.
Евгений Павлович простился с предприятием через двадцать лет после вступления в должность директора, в феврале 1972 года.
С тех пор прошло полвека.
Олег КОРОТКОВ.
Фото из архива редакции газеты «Корабел».