К 80-летию Северодвинска
«На нашем заводе в текущем году силами трудящихся намечено сдать 34 дома, строительство которых распределено между крупными цехами. Цех № 9 должен завершить к концу 1958 г. четыре деревянных дома»… «Ведомственная комиссия приняла три новых 24-квартирных дома общей площадью 2073 квадратных метра. Два из них построены с помощью рабочих сорокового цеха, один - девятого»… Эти короткие строчки из заводской газеты разных лет.
Завоевать море и болото
Встречались газетные заметки и другого рода. Вот, к примеру, в «Трибуне рабочего» от 29 июля 1960 года сообщается: цех № 8 строит 24-квартирный дом. И строит медленно! «Товарищу Сарапову, партийной и профсоюзной организациям цеха принять все меры к исправлению положения и ускорить строительство». Здоровая критика только на пользу! А у молодого читателя может возникнуть вопрос: а при чем тут строительство домов и завод? Что, разве Севмаш не только подводные лодки способен сдавать, но и жилье? Способен, да еще как! Добрая треть жилого фонда города построена заводом.
С тех пор как в Никольском устье стал расти завод, он стал заказчиком-застройщиком жилья для своих работников. Поначалу никто и не делил стройку завода и стройку города. Понятно, что заводским рабочим надо было где-то жить. Да и тем, кто возводил город-завод, невозможно было оставаться в деревянных бараках, которые остались от комунны «Искра», и уж тем более в здании Николо-Корельского монастыря. Иван Тарасович Кирилкин, назначенный в 1936 году начальником стройки, был настроен решительно. У него за плечами был опыт возведения Новокраматорского машиностроительного завода, он знал свое дело и твердо заявлял: «Море и болото мы завоюем. Надо только смело с ними драться». Кстати, он настаивал на строительстве города на Яграх, поясняя: «Там, у моря, чище воздух и легче дышится». При этом он понимал, что в болотистой местности строительство потребует больше рабочих, денежных затрат и времени, чем в средней полосе. Он делал ставку на людей и поощрял их денежно за тяжелый труд и бытовые неудобства.
И перерасход денег был замечен… Иван Кирилкин был арестован в сентябре 1938 года, его судили за отставание от сроков и преступное вредительство при строительстве. Припомнили «врагу народа» и ягринский вариант развития населенного пункта. Его мечта о городе у моря так и не осуществилась. Основная часть Северодвинска расположилась «на материке».
Для возведения города-завода был образован отдел капитального строительства. К 1937 году жилой фонд тогда еще поселка Судострой состоял из 197 деревянных домов. В 1946 году в городе Молотовске уже 422 дома с общей жилой площадью в 200 тысяч кв. метров. А еще баня, театр, гостиница «Интурист», ясли, детские сады и клубы. Все, что нужно рабочему человеку для полноценной жизни и отдыха. В газете «Сталинец» от 5 декабря 1946 года читателям обещают, что в результате реализации генплана по строительству «жители Молотовска получат благоустроенные квартиры с ванными, причем жилая площадь на каждого человека достигнет 9 кв. метров вместо 6 по норме, установленной для других городов СССР».
Ударными темпами
Пик строительства жилья пришелся на 60-80-е годы. В этот период было возведено 343 дома, 45 детских комбинатов и 6 школ. Только в 1989 году Севмаш сдал 19 домов общей площадью квартир в 71 830 кв. метров. Но, пожалуй, самый интересный этап развития города связан с так называемой «народной стройкой», которая началась в конце 50-х. Как раз о ней радостно рапортуют газеты. Принцип был прост: если какой-то цех строил дом, то и квартиры из этого дома доставались рабочим. И больше того! Помогать строителям - например, убрать мусор в квартирах, на лестничных площадках - выходят даже тогда, когда никто из цеха не получает в доме квартиры! Как это было при строительстве девятиэтажки на 70 квартир на углу улиц Железнодорожной и Южной (заметка «После вахты на вахту», «Трибуна рабочего», 1987 год). Вот уж действительно - народная стройка!
На 1 января 1976 года предприятие имело 579 жилых домов. Причем заказчиком домов выступал не только Севмаш, но и горисполком. Таким «совместным» домом была девятиэтажка на улице Ломоносова, 100. И хотя город не внес своей доли в строительство дома, тот все-таки был построен силами завода. Помимо этого строились детские сады, пионерские лагеря и прочие объекты так называемого соц-
культбыта. Конечно, квартирный вопрос оставался острым. Программа «Жилье», утвержденная в апреле 1986 года, согласно которой к 2000 году каждая семья работников объединения должна была быть обеспечена квартирой, оказалась утопией. На конец 1991 года в очереди на жилье стояли 19 118 человек!
И на этом, собственно, можно было бы поставить точку…
Но вышло иначе. В начале 2000-х завод попытался получить поддержку правительства Москвы и лично мэра столицы Юрия Лужкова в возведении двух домов. Но до строительства дело так и не дошло. Знаковым стал 2012 год. Тогда предприятие начало реализацию жилищной программы, в рамках которой на основе долевого строительства снова стали возводиться дома для корабелов. И цена квартир в них была ниже рыночной.
Заброшенные строительные площадки ожили. Четыре дома в Северодвинске уже сданы, в нем живут молодые корабелы. Пять домов находятся на разных этапах строительства. Завод продолжает строить Северодвинск.
А как иначе? Это наш город!
Текст: Светлана Сватковская. Полностью журнал можно почитать здесь:
http://www.sevmash.ru/download/zavod3.pdf