Текст: Светлана Сватковская
Ничто так не греет русскую душу, как изображаемый в мировом кинематографе «русский»... а если без иронии, все довольно грустно. Водка, матрешка, балалайка, калинка-малинка. Распад Советского Союза добавил в этот собирательный образ «секс, наркотики и рок-н-ролл» -
«эти русские» оказались еще и бандитами с крепкими преступными связями. В общем и целом, если и появилась кое-где в изображении нашего брата симпатия, то все равно под знаком «эти странные и страшные русские», которые 30 лет лежат на печи, всех раздражают, показывают свою полную никчемность или крайнюю чудаковатость, а потом раз - и спасают мир, ну или как минимум оказываются способными на настоящее самопожертвование. Фильмы, где фигурируют подводные лодки, от общей тенденции далеко не ушли. Хотя определенные сдвиги в понимании загадочной русской души есть…
Охота за «красным октябрем»
В мировом кинематографе кинолент, где фигурируют лодки, построенные на Севмаше (или прообразами их стали корабли, которые строились на Севмаше), можно перечесть по пальцам. Оно и понятно. В период холодной войны подобные фильмы ничего кроме раздражения и лишнего накала обстановки вызвать бы не могли. А после… как будто бы тема потеряла актуальность. Уже на излете холодной войны США выпустили фильм «Охота за «Красным Октябрем» (1990).
1984 год. Марко Рэмиус - командир новейшей советской стратегической подводной лодки под названием «Красный Октябрь», оборудованной экспериментальной малошумной двигательной системой, выводит подлодку в море на учения с другими кораблями Северного флота. Но у командира свои планы: сдаться американцам, чтобы предотвратить ядерную войну двух сверхдержав, ну и спокойно порыбачить на пенсии после. Прообразом новейшей советской атомной подводной лодки могла быть субмарина 941-го проекта (головной корабль «Дмитрий Донской»), известная в том числе и своей малошумностью. Роман Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем» появился в 1984 году, а «Дмитрий Донской» поступил на вооружение Северного флота 9 февраля 1982 года.
Чтобы наглядно показать уникальность лодки, в фильме внутреннее убранство субмарины подчеркнуто футуристично. Она скорее похожа на космический корабль, чем на подлодку. Ее боятся. Русские - потерять, американцы - подпустить слишком близко. Казалось бы, можно гордиться и страной, и субмариной, если бы не одно жирное «но». Предатель-командир, который стремится отдать секреты Родины американцам.
«К-19. Оставляющая вдов» (2002). США - Великобритания - Германия - Канада при участии России.
Трудно найти фильм, который оставляет столь противоречивые эмоции. С одной стороны, русский, наконец-то, в фильме все ж таки вызывает симпатию. С другой, как ни бились российские консультанты, по их мнению, драма все-таки переросла в фарс. Один из них, капитан 1 ранга Сергей Апрелев, сокрушался, что он потом и кровью каждый съемочный день добивался исторической правды, а в конце концов потребовал вычеркнуть свое имя из титров. Вполне ожидаемо оказалось, что его советы, конечно, нужны... Но не ради исторической правды вложено столько денег, а ради хорошо работающего и окупаемого динамичного сюжета. Поэтому в одной истории тебе и пожар, и авария с утечкой, и спасение подлодки американцами, не говоря уж о совершенно немыслимом «бунте на корабле»… Фантазия у сценаристов работала хорошо, поэтому однажды в подлодке появилась… чайка. Ну тоже, разумеется, для динамики, как и прирученный одним из матросов грызун. Вот как об этом вспоминает сам Апрелев в интервью для веб-издания «Правда.Ру»:
«В ходе съемок чайка, оказавшись по воле сценариста на борту лодки, чуть было не вызвала неразрешимую проблему. Выяснилось, птица эта практически не приручаема. Режиссер уточнила обстановку, и вместо строптивой чайки в один прекрасный день появился... сокол. Выразив удивление, я узнал, что на полярных льдах частенько отдыхают залетные соколы особого подвида... «И терпеливо ждут всплытия подлодок, чтобы немного погреть кости», - предположил я. - А вот язвить не надо, коль не сильны в орнитологии, - прозвучало в ответ... Постепенно о соколе забыли. Сцена-то была крошечной. И далеко не весь «экипаж» наблюдал его парение в отсеках. Но спустя месяц вдруг вспомнили. Ведь зритель задаст вопрос: куда, мол, делся белокрылый?
С хода выдвинул предложение. Авария идет полным ходом, облучение. Американцы предлагают помощь. Экипаж волнуется. Мышь уже подохла, а в укромном месте обнаруживают труп сокола, а рядом записку: «Я умер свободной птицей. God bless America!»... В тот день меня уже больше ни о чем не спрашивали...»
Трудно даже предположить, во что бы вылился этот фильм, если бы не буквально героическое противодействие русских консультантов неуемной фантазии сценаристов и режиссера. Без «Калинки-малинки» опять же не обошлось, но чувство гордости после просмотра фильма все-таки остается. «Эти странные русские», даже по мнению американцев, умеют умирать. Просто и без пафоса. За Родину.
Форсаж 8
Нет, вам не показалось. Да, «Форсаж-8». Да, подводная лодка. По очертаниям корпуса и строению кормовой части мы можем предположить, что это атомная подводная лодка типа «Щука-Б» проекта 971. Субмарины этого проекта строили и на Севмаше. Каким образом в гонки вошла русская подводная лодка - это уже, как говорится, мелочи. Но как вошла-то! Не пожалейте нескольких минут (этот кульминационный момент услужливо вырезан из фильма и лежит на просторах Интернета) и посмотрите своими глазами. Подлодка вспарывает льды во время «прыжка кита». Что ж, в конце концов, и то, и другое возможно. Советские субмарины всплывали во льдах. «Прыжок кита» тоже вещь среди подводников и кораблестроителей известная. А вот дальше…
Мировой рекорд скорости подводного хода поставили советские подводники на знаменитой «Золотой рыбке». В 1971 году она разогналась до 44,7 узлов - это чуть больше 82 км в час. Но это в воде. И не после экстренного всплытия. И не после того, как она крошит льды. Прокачанные машины «Форсажа», при всем уважении к «Золотой рыбке», «сделали» бы подлодку в считанные секунды! Но нет. Лодка, лихо вынырнув из-подо льдов, ненадолго опускается в воду, а потом снова наносит удар по ледяным глыбам и несущимся по ним на полной скорости машинам. Преследует их, словно акула пловца, темный силуэт идет четко подо льдами и крохотными беззащитными машинками… Что еще хочется сказать… И-и-и-и-ха! Так-то вот! Знай наших!
И при всей явной нелепице происходящего все-таки приятно, что лодка именно наша, русская. Ибо только «эти странные и страшные» русские могут так строить. Не напевая даже при этом «Калинку-малинку».