Набережные Севмаша… Отсюда уходят на испытания и возвращаются к родному причалу подводные корабли. Отсюда их провожает в большую жизнь родительский дом. Вот и сегодня здесь, на фоне огромных эллингов, упираются в небо портальные краны. Бегут, торопятся куда-то рельсовые пути. Вдоль причальной стенки стоят, подбоченившись, дебаркадеры, готовые принять суда и корабли. Запахом моря пропитан воздух, который несет свежий беломорский ветерок, а ласковое весеннее солнце пытается заглянуть в каждый потаенный уголок береговой зоны. Все это скоро увидит и почувствует на себе подводная лодка «Казань». Она пока на стапеле, но здесь ее ждут, готовятся.
Вместе с кораблем придут на набережную из эллинга и люди - строители, испытатели, военные моряки. Чтобы стать одной большой сплоченной командой и прожить с подлодкой очередной и очень важный этап ее становления. К созданию корабля причастны сотни рабочих и специалистов Севмаша, и в их числе старший строитель Михаил Федяевский и строитель Павел Чертов. У каждого свой путь в профессию.
У Михаила все началось с базового училища, где обучался сварочному делу. На предприятие пришел в 2001 году, мастерство оттачивал в цехе 50 на дизельных подлодках, которые строились на экспорт. Работал и учился в Севмашвтузе. Потом служба в армии. Уволившись в запас, вернулся в свой цех, а местом его работы стала ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная». Когда ее строительство завершилось, Михаил Федяевский перешел в 5-й отдел, все же сердце больше лежало к кораблям, подводной технике. В правильности своего выбора он убедился уже на строительстве и испытаниях АПЛ «Владимир Мономах». Участие в создании АПЛ «Казань» стало для Михаила Федяевского очередной страницей в трудовой биографии.
Дорога на Севмаш для Павла Чертова прошла через Севмашвтуз. Первое время работал в центре связи, затем принят в 5-й отдел. Участвовал в строительстве атомной подлодки «Александр Невский». На ней в море был посвящен в подводники, и с того времени пошел его отсчет морским милям под водой. Все это Павлу предстоит пройти и на новом корабле «Казань».
- От выходов в море осталось ощущение, что это тяжелая работа. Спишь буквально несколько часов в сутки, остальное время приходится работать и работать, добиваясь нужного результата. И тогда приходит чувство удовлетворения, - поясняет Павел Чертов.
В Северодвинске находится экипаж атомной подлодки «Казань». В его составе старший мичман Дмитрий Клиценко - техник-гидроакустик с большим опытом службы на АПЛ проектов 941 и 949А. Говорит, когда вернулся из отпуска и узнал, что назначен в экипаж нового корабля, расценил это как подарок судьбы.
С нашим городом Дмитрий уже знаком, в свое время на «Звездочке» на ремонте стоял его корабль, а вот на Севмаше впервые. Конечно, впечатляют размах, мощь верфи. Дмитрий признается, что был несколько удивлен, увидев заполненный кораблями стапель, думал, все гораздо скромнее. А тут кипит работа! Что касается «Казани», то она находится в высокой степени готовности, и это также было приятной неожиданностью. По словам Дмитрия, экипаж прошел обучение в учебном отряде, сдал зачеты, а сейчас самое интересное и важное - подлодку подводники продолжают изучать вместе со специалистами Севмаша.
Кстати, Дмитрий Клиценко из семьи, связанной с Северным флотом: отец - подводник, сейчас военный пенсионер, мама также была военнослужащей. Поэтому выбор сына после срочной службы остаться в подводном флоте был одобрен.
Из семьи военнослужащего и лейтенант Владимир Матвийчук, вырос в Западной Лице. И это определило выбор профессии, тем более, что отец всегда хотел, чтобы сыновья были при погонах. Мечта его сбылась. Младший Матвийчук учится на 5-м курсе Санкт-Петербургского университета МЧС России, недавно ему присвоили звание младшего лейтенанта. А старший Владимир закончил питерский «военмех». В подводный флот пошел по собственному желанию, служил на АПЛ «Орел» 949А проекта. С «Казанью» связывает свое дальнейшее будущее. На Севмаше впервые, признается, что впечатляют масштабы строительства новых кораблей.
- В свободное время изучаем Северодвинск. Открыл для себя прекрасный сосновый бор на Яграх, - поделился лейтенант Матвийчук. - Я побывал во многих городах, каждый красив по-своему, есть свои достопримечательности, свои особенности. У вас Белое море, у нас сопки, вечный снег.
…Вот с такими замечательными ребятами мы познакомились в канун Дня моряка-подводника. Они сделали свой выбор в жизни, многое знают, умеют и продолжают совершенствоваться в профессии. А объединяют их море и корабли, служение Отечеству. Сегодня их главное дело жизни - атомная подводная лодка «Казань», которая строится на крупнейшей верфи России.
Людмила Тельтевская.
Фото Олега Перова.