Потому что он существует-9. Полковник Нортон - рекорд на полвека.

Jun 25, 2008 04:04

Полковник Нортон - рекорд на полвека

Назад

«Лучшие стремления и воля к победе, казалось, сводились к нулю, и вниз возвращались скорее с некоторым чувством облегчения, что наступает конец крайним напряжениям, связанным с подъемом»
Эдвард Нортон



Камин на подъёме на Северное Седло и лестница, сделанная Ирвином. До появления лестницы, грузы по камину поднимали, передавая из рук в руки.

На "военном совете" в Базовом Лагере было принято решение отказаться от кислородной попытки. Мэлори был в наилучшей форме, поэтому он должен был пойти первым. вторым - Сомервелл. И опять Нортон предложи им выбрать себе напарников. мэллори выбрал Брюса, Сомервелл - Нортона. Оделл, Ирвин и Хазард должны были оказывать поддержку с Северного Седла. 30 мая экспедиция опять заняла Третий лагерь. Неожиданно улучшилась погода, и это прибавляло оптимизма.
1 июня Мэллори и Брюс с носильщиками вышли на Северное Седло. во время отдыха Ирвин не бездельничал, и сочинил лестницу для подъёма по камину. это сильно облегчило путь наверх, грузе не надо было вытягивать на верёвке. Оделл и Ирвин были уже в четвёртом лагере. На следующий день Мэллори Ирвин и носильщики пошли дальше. На высоте 7600 метров большинство из них забастовали, сложили грузы и пошли вниз. Лагерь разбили чуть выше. С альпинистами остались только трое носильщиков. Утром только один из них выразил готвность идти дальше. С остальными ни Брюс ни Мэллори ничего поделать не могли. Это было поражение, первая попытка штурма закончилась в Пятом Лагере. На спуске Брюс и Мэллори встретили Сомервелла и Нортона, поднимавшихся, чтобы сделать свою попытку. Им повезло больше - следующим утром им удалось уговорить трёх носильщиков идти наверх, и шерпы донесли грузы до высоты 8120 метров. Донесли и отправились вниз, альпинисты остались одни. 4 июня связка вышла к вершине. Погода была приличная. Лагерь 6 располагался на Северном Гребне на высоте 8120 метров, от него можно было идти двумя путями. первый: по гребню до места пересечения северного и северо-восточного гребней, откуда тоже по гребню до самой вершины. Второй вариант: можно было траверсировать северный склон Эвереста и искать выход на гребень уже в непосредственной близости от вершины. И тот и другой путь на первый взгляд имел свои плюсы и минусы, а что конкретно ожидает восходителей, не знал тогда никто. Нортон выбрал второй вариант, и альпинисты вышли на траверс. Уже довольно скоро Сомервелл почуствовал себя плохо, точнее сказать, плохо он чувствовал себя все последние две недели после того, как застудил бронхи во время спасательной экспедиции.
Но тут он почуствовал себя смертельно плохо. Комок слизи забил горло и затруднял дыхание. Нортон пошёл дальше один, ему удалось подняться на 70 метров выше того места, где остался Сомервелл. Говард сфотографировал его. Эта фотография - северо-восточный гребень Эвереста и фигра Нортона в отдалении - стала классической. После этого Сомервелл начал серьёзную борьбу за свою жизнь. В конце концов ему удалось, резко надавив руками на грудь, отхаркнуть мешающий комок и начать нормально дышать. Как он вспоминал впоследствии, это был воистину лучший момент в его жизни. А Нортон вышел в большой и широкий кулуар, который позднее назовут его имени и установил рекорд подъёма без кислорода - 8570 метров, который будет повторён, но не будет побит до 1978 года, когда Рейнхольд Месснер и Петер Хабелер впервые взошли на Эверест не используя кислородное оборудование на протяжении всего маршрута. И в 1939 г. Фритц Висснер на склонах К2 был немногим ниже.
Заснеженные и обледеневшие скалы кулуара оказались непреодолимы, и Нортон повернул назад. Вершина была от него в трёхстах метрах, но достичь её и вернуться живым не представлялось возможным.
Оба альпиниста смертельно уставшие, но без рискованных приключений спустились в Пятый Лагерь, а потом и на Северное Седло. В Третий лагерь связка пришла в темноте, но, в отличие от опасного спуска двумя годами ранее, их встретили, проводили до палатки, горячий чай уже был готов.

Одна из самых известных фотографий в гималайской истории: Нортон на высшей точке, достигнутой им 4 июня 1924 г. Фото Г. Сомервелла. История этой фотографии: перевод очерка Грехема Хойланда "Камера Vesp Pocket"

Читать дальше.
Оглавление

Эверест 20-е, горы, Мэллори, Эверест

Previous post Next post
Up