Борьба с историей в играх. Hearts of Iron 4

Jun 13, 2016 17:45



В свет вышло очередное детище шведской конторы Paradox Interactive - игра «Hearts of Iron 4». Сама собой она представляет т.н. глобальную стратегию, действие которой посвящено предпосылкам, событиям и последствиям второй мировой войны.

Играть мы начинаем либо в 1936 году, либо в 1939 (кому как нравится) и ведем выбранную державу к победе в войне, которая непременно разгорится. Вроде - игра как игра. Все типично и для жанра и для конкретно парадоксовских стратегий. Вот только игра - это всегда некоторая модель реальности. А чтобы сделать модель - тебе надо выбрать концепцию, набор правил, по которым ты будешь сжимать реальность до модели.

И в данном случае Paradox Interactive полезли за вдохновением к идеологемме об одинаковости фашизма и коммунизма.

Итак, мы начали играть за случайную державу, нам предлагают выбрать фокус национальной политики. И что же мы видим? Карл Поппер бы прослезился:




Ведь вот оно! Нагляднее некуда - дух коллективизма - это связующее звено коммунизма и фашизма (надо ли добавлять, что и там, и там - политическим строем назван тоталитаризм; но полит.строй - это вещь внешняя, авторы же хотят нас убедить во внутренней (идейной) связи между фашизмом и коммунизмом). И ничего не надо рассказывать, ни про фашистский миф, ни про коммунистического нового человека. Этих идей нет. Есть противопоставление духа коллективизма духу свободы, то есть либерализму; и уравнивание через это коммунизма с фашизмом. Мол, коммунисты, конечно, били фашистов, но произросли они из одного корня из корня отрицания свободы личности! А раз фашизм - мерзок, то и коммунизма мерзок. А великие и прекрасные - это (видимо) те, кто борется за свободу. Кстати, если вдруг кто-то усомнится, кому суждено победить в войне, ему подскажут:



Я понимаю, что это попытка дать описание амбиций, но где амбиции Советского Союза, который понимал, что скоро Германия объявит ему войну и тоже нацеливался на победу? Про СССР есть следующие строки:





Значит, согласно мнению ребят из Paradox Interactive - правительство СССР - это кровавые эксплуататоры и параноики. Что дальше?





Германия и Италия. Тут вообще интересно. Экономика растет, экспансия и все дела. И я отмечу, мне понятна хитрая идея - дать типа оценку державам на момент до начала войны, когда ещё фашизм (якобы) не явил миру в полной мере свой живодерский оскал. Но чья это оценка?
В Германии - экономический рост, в Италии - славная эпоха, в СССР - индустриализация, коллективизация (про экономический эффект которых - ничего не сказано) и жертвы плюс паранойя власти. Показательно, да?

И вывод из таких опусов можно сделать только один, что коммунизм и фашизм не только - два тоталитаризма; но коммунизм - хуже фашизма.

Как всегда мерзко и как всегда точно по методичке.

Надо ли в это играть? Очевидно - нет. По таким играм конечно можно было бы учить историю, иллюстрировать какие-либо вещи, да и вообще интерес есть из разряда - а что если. Но - пока что я лично вижу не историю, а пропаганду. Пропаганду, поданную под видом игры, авторы которой вроде как стремятся к исторической достоверности:



P.S.: Что тоже важно - я лично вообще не очень понимаю игры, где ты можешь повернуть историю вспять и установить мировую фашистскую диктатуру. Ладно, балуйся с тем - в каком году пришли на помощь союзники, или типа того. Но, предельно мягко говоря - странно и заставляет задуматься, когда ты можешь возглавить третий рейх и устроить виртуальный фашистский реванш.

коммунизм, компьютерные игры, фашизм

Previous post Next post
Up