Путями заполярного угля

Jan 10, 2017 10:49

Оригинал взят у bu33er в Путями заполярного угля
Прекрасен Норильск в летнюю ночь...

Но ещё прекраснее его окрестности!





Выходим из последнего вечернего автобуса на конечной, и провожаемые подозрительным взглядом водителя, уходим по дороге вверх, в сторону неусыпно шумящего здания обогатительной фабрики.



Солнце тоже не спит и провожает нас, купаясь в газовом мареве.



Столбы дыма из труб комбината подпирают испачканное небо.



Здесь работают.



Правда, белазы тут породы катерпиллар.



Удивляя водителей проносящихся к обогатительной фабрике самосвалов, поднимаемся всё выше и выше вверх...

И вот живая и действующая часть построек остаётся за спиной.

буквально несколько шагов - и ты на свалке.



Или всё же в Истории?



История тут, правда, с холодком.



Уголёк заполярный нелегко давался...



Когда-то тут он, вынутый из недр горы Шмидтихи, катился в пузатых вагонетках, струился по конвеерам в закрытых галереях, ссыпался в глубокие бункеры...



Не сам по себе, конечно, струился...
Людей тут было немало, разных. И вольных, и не очень.



***



Многих повидал парадный вход здания управы.



Останки красивого когда-то интерьера доживают теперь свой век.



В тёмном углу притаилась газировка



Парадная лестница чудом сохранила ещё свои деревянные перила.



Но за арочным проходом - пустота.



Деревянные перекрытия обрушились, обнажив остов здания.



Что здесь было - уже и не угадаешь.



С другой стороны от лестницы перекрытия ещё держатся. Можно заглянуть в комнаты - возможно, дирекции или главного инженера.



В одном из закутков - скелет копировальной машины "Эра".



А на полу - возможно последние "отэренные" (было такое слово до эпохи ксероксов) документы.



Поднимемся ещё выше



Крыша провалилась, и на бывшем паркете зеленеет робкая заполярная трава.



И больше нет тут ничего...



Всё пространство кругом усыпано ржавым железом. Когда-то всё это это было горячим, работало и вертелось...



Склоны горы Шмидтихи некогда были обвиты многочисленными узкоколейными дорогами и конвеерными галереями.

Вот останки какого-то странного куска дороги, сделанного из труб. Напоминает так называемые лежневые дороги на лесозаготовках.



Но бОльшую часть всё же составляли обычные шахтные рельсовые дороги.

Вот электровозик прилёг навечно отдохнуть.



А вот тут, по эстакаде, некогда пролегал его путь



А вот тут, в маленьком депо, некогда его обслуживали.



А вот что здесь было - уже трудно понять. Вероятно, какие-то мастерские.



Местами можно заметить останки классической открытой электропроводки на роликах.



Под ногами, среди битого кирпича, - куски станков и инструмента.



Это вот, похоже, пневмобур был.



Валики ленточного транспортёра



...и другие детали машин.



Красивая девушка strannitsa и суровые развалины. Прекрасное сочетание.



Идём дальше и находим строение с двумя опрокидывателями вагонеток.



Они высыпали уголь из вагонеток вот на этот конвеер.



А чуть дальше...



Ого, целый вокзал!



За поворотом рельсы уходят внутрь горы.



Штольня забутована и её охраняют несметные полчища комаров.
Сбоку, правда, кто-то проделал в забутовке дырку, но лазать в заброшенные угольные шахты - сомнительный экстрим.



В оголовке штольни когда-то жил мощный вентилятор, но ныне он безмолвствует.



На стене зато сохранилась красивая открытая проводка.



А это просто тлен.



И барашек.



Чуть дальше обнаруживаем ещё одно небольшое депо.



***



***



Эти электровозики тоже давно уже на вечном покое.



Неподалёку и вагонетка прикорнула.



А вот ещё и другая, деревянная!



Лопнувшие батареи - пожалуй самый распространённый мусор на северах :) Ну, после бочек из-под соляры.



Эти пути раньше уходили дальше вдоль склона горы, к другим штольням.



А здесь был огромный "вокзал".



Вот так выглядело это место много лет назад (Спасибо af1461 за музейное фото!)



Здание справа - огромный бункер для угля с приспособлениями для загрузки его в вагонетки.



Следы аварии и ремонта.



Год постройки на фасаде



В одном из помещений обнаруживаем какие-то подозрительно свежие то ли нары, то ли стеллажи.



И остатки системы отопления





А в соседнем помещении - ещё один кусок лежневой дороги из труб и одна единица "подвижного состава" для неё.



Фактурно сгнившая колёсная пара



Не работает. Я проверил.



Каюсь, и тут злостно нарушили.



Водорода не обнаружено.



Теперь переместимся в гараж и автомастерские.
Этот кран - местный боян. Судя по фоткам в сети - ещё не так давно он выглядел бодрее...



Через здание мастерских протекает настоящая река. В углу одного из залов она с шумом стекает в пролом в полу...



***



Здесь всё мокрое, тленное и совершенно не романтичное.



***



Ну, а теперь - дискотека до утра!



Впрочем, неспящее солнце уже всё выше...



Чтобы обойти все дороги и штольни, опоясывающие Шмидтиху - мало одной ночи, даже полярным днём.



Но мы спускаемся в город, ловить первый утренний автобус...



...оставляя Историю за спиной.



производство, история, перепост, БОФ, НПР

Previous post Next post
Up