И, наконец, попросив прощения за долгие объезды, развернем лепестки подсолнуха обратно к Ван Дейку и его моделям, чете Дигби.
Два вандейковских портрета сэра Кенелма Дигби (1603-1665): с подсолнухом, ок. 1635 г., (масло, холст, 91.5 x 71 cm, National Maritime museum, London) и в доспехах, ок. 1640 г. (
Национальная портретная галерея, Лондон), (через год Ван Дейк умрет).
Флотоводец, дипломат, ученый, Дигби считался идеальным кавалером своего времени. Именно его (Дигби был католиком) Карл I отправил просить у Папы Римского помощи в Гражданской войне, где изысканные английские рыцари, столь охотно позировавшие Ван Дейку в похожих позах, оказались по разные линии фронта. Один из первых членов Королевского научного общества, основанного в 1660 году, он прославился как очередной ученый-универсал, литератор, фехтовальщик, астролог, натуральный философ, автор "симпатического порошка", якобы, лечившего раны при нанесении его на причинившее эти раны оружие,
кулинарной книги и современной винной бутылки. Дигби дружил с Декартом, по собственному признанию и свидетельству Википедии, в него без ума влюбилась Мария Медичи, а вот против
Religio Medici ("Религия врача"), трактата Томаса Брауна, он писал пламенные памфлеты. Вообще, времена были приключенческие: так, во Франции Дигби заколол на дуэли местного дворянина, вернувшись в Англию, был заключен под стражу, а выпустили его по личной просьбе Анны Австрийской. Когда Генриетта-Мария, супруга Карла, бежала во Францию, Дигби стал ее советником (кстати, и Генриетта, и Дигби возили с собой во время всего этого бегства портреты кисти Ван Дейка, предусмотрительно умершего до гражданской войны). Наверное, после упоминания о симпатической пудре никого не удивит, что Дигби писал алхимические трактаты и, как любой уважающий себя алхимик, искал (и думал, что нашел) панацею. Если воспользоваться стилистикой гламурных журналов, то можно сказать так: на портрете 35-го года на сэре Кеннелме: доспехи от английского производителя, жезл военачальника -- собственность модели.
Помимо дружбы с Ван Дейком, Карлом Первым, Марией Медичи и алхимией, Дигби славен еще и женой, неожиданно называвшейся именем Венеция (вероятно, латинизация имени
Гвинет(т)), в девичестве Стэнли.
Венеция-Анастасия происходила из благородного рода (отпрыск графов Нортумберлендских), считалась одной из первых красавиц своего времени (интересно, сколько историй о жизни и портретах начинаются с этой фразы), и как некоторое количество таковых, была не только гением чистой красоты. До брака с Дигби в 1625 году Венеция самостоятельно переселилась в Лондон, еще будучи тинэйджером, много приключалась, биограф знати
Джон Обри уверял, что она была конкубиной
Ричарда Сэквилля, которому даже родила сколько-то детей, за что после получила от него содержание 500 фунтов годовых, а самые строгие блюстители нравов называли ее чуть ли не куртизанкой. Сэквилль умер в 1628 году, а Ван Дейк поселился в Англии в апреле 32-го, и лишь поэтому, видимо, не запечатлел первого покровителя нашей героини. Зато чету Дигби и брата сэра Кенелма первый портретист Карла писал и гравировал неоднократно (сохранилось не все):
Вот сам сэр Кенелм -- Ван Дейка и по мотивам (интересно, что вместо подсолнуха его торс с прижатой к груди рукой обращен к армиллярной сфере):
Вот его старший брат,
Джордж Дигби, Второй граф бристольский (1612-1676/77):
Вместе с Вильямом Расселом, герцогом Бедфордским, (1637), и один (1638-9)
А вот будущая леди Дигби, Венеция Стенли, в девичестве:
(две миниатюры, вторая -- работы
Питера Оливера)
В обширное уцелевшее вандейковское наследие входят только посмертные портреты леди Дигби, но писал он ее с мужем и при жизни. Приблизительно вот так:
Отношения супругов были увлекательны. Начать с того, что когда Сэквилль или его наследники попытались лишить Венецию содержания, Дигби подал на них в суд, и деньги сохранил. Продолжить можно тем, что счастливый муж написал о процессе ухаживания за Венецией аллегорически-эротическую книгу Частных мемуаров, в подцензуренном из соображений морали виде вышедшую только в 1828 году, притом что вырезанные откровенные сцены ходили в списках еще во времена Дигби, описавшего свои и Венеции ухаживания, страдания и встречи, назвав героев Стеллианой и Теагеном и, вероятнее всего, многое присочинив. Ну, а теперь эту книгу можно спокойно прочесть,
не отходя от монитора.
...И мне снова не удается дописать эту историю до конца, за что еще раз прошу прощения.
Подсолнухи-окончание