Выставка к юбилею Мейерхольда на Хлебозаводе.

Dec 21, 2024 01:13

Мейерхольда в планах не было, но возник нежданный повод, и я шла как-то совсем без подготовки. Видимо, поэтому практически сразу впала в то странное состояние, которое последнее время стало мне хорошо знакомо: все это должно привести меня в восторг, но как-то не приводит... Я по-прежнему не очень понимаю, почему. В отличие от афиш здесь было комфортно и гармонично, даже слишком. Была совершенно отчетливая мысль, что лет 35 назад, попав в такое место, я умирала бы от счастья. Но не сейчас).

Выставка проходила в Зотов-центре, организованном в здании бывшего хлебозавода. Часть здания имеет форму цилиндра, в ней собственно и располагается культурный центр, занимающийся авангардом и конструктивизмом. В этой части когда-то находился технологический конвейер хлебозавода, и это, наверное, было тоже каким-то конструктивистским решением. Сейчас центр напоминает отчасти дом Мельникова (хотя я не была внутри), отчасти музей Маяковского в том замечательном первом варианте, каким он был на Дзержинке. Здесь все сделано грамотно и... дорого. В этом есть некая эклектичность: пролетарский авангардизм с легким налетом гламура. Меня это как-то выбивало тогда, но прошло полтора месяца, и я примирилась: это все вместе как будто воспоминание пожилого солидного человека о своей бесшабашной и безденежной юности).

Ладно, пора ставить картинку. Копия декорации к одному из авангардных спектаклей Мейерхольда, "Ваза с цветами":



Хороший кадр. Не мой).

Сама выставка тоже была круглой, точнее, кольцевой, и идя по большому кольцу, я довольно быстро потеряла свои координаты. Выход к началу был неожиданным). Материалов не очень много, в основном фото, немного копий декораций, костюмов, ряд эскизов, как водится, экраны, на которых не все имело отношение к Мейерхольду. Неплохо вписана текстовая информация. Дизайн выставки грамотный, профессиональный - это к тому, что, вероятно, и другие выставки в этом центре организованы неплохо. Интересны были вставленные в стены рамки с документами - их нужно было вытаскивать и вставлять обратно.

К содержанию у меня отношение специфическое, чисто мое. Немного похожее на отношение к Дягилеву. Да, Мейерхольд, да, конечно, знаю, да, авангард, да, биомеханика, да, "Смерть Тарелкина", "Лес"... И что? И всё. То есть, информация в голове никак не удерживалась, хоть и много раз в нее попадала - ничто не цеплялось... Странно самой. Но вот когда я поняла, что конкретно делал Дягилев, я сразу же все запомнила. А вот что делал Мейерхольд, я так и не понимаю. В том смысле, что мне непонятно, откуда брались именно такие решения, художественные, прежде всего. Логическая матрица в голове не складывается, вот и не держится в ней ничего. Но какой-то шаг к пониманию на этой выставке я, похоже, сделала).

Что показалось любопытным. Ну, во-первых, что у Мейерхольда начинали несколько весьма матерых актеров. Ну, вот этот узнаваем:



А этот?



А кто в клетке, узнаете?



Ильинский, Гарин и Жаров.

Ильинский в молодости драчуном был, оказывается:





Еще один интересный момент:



Давно казалось, что театрам было бы полезно этим заняться, а вот ведь занимались же!

Опросный лист:



Сводная таблица:



Ну, это то, что было неожиданным для меня.

А упражнения по "биомеханике" выглядят странно... Для меня биомеханика - это нормальная наука о работе опорно-двигательного аппарата. А на экранах была некая утрированная пантомима.

Также осталась необъясненной смерть Мейерхольда - что это было: ложный донос, общение с неправильным людьми или что-то реальное? Впрочем, выставка, в основном, была посвящена пяти знаменитым авангардным спектаклям, остальные периоды упомянуты вскользь.

Еще пару слов о центре. На четвертом этаже - лекторий и мерчандайзинговый магазин. Дорог, как чугунный мост. Но опять же это для меня. Знаю, что есть в Москве люди, для которых такие цены - в порядке вещей, и штучки там продаются весьма симпатичные. А вот на первом этаже есть сценический зал. Тоже круглый, с кольцевой сценой: в центре цилиндр, сцена вращается, и актеров можно видеть, только когда они проезжают мимо. Мы подглядели репетицию. Белые актеры на черной сцене, графичная динамика, ну, типа Синей блузы, но не совсем. Очень грамотная стилизация под спортивный соцреализм, очень интересно. Ну, и есть еще кафе, какое-то гламурно-кофейное, но туда вообще не пошли. Тем не менее, место все целиком интересное. Просто так идти туда, возможно, смысла нет, а вот вместе с выставкой/спектаклем - очень даже стоит.

культмассовый сектор, places, infobite, imho, Москва

Previous post Next post
Up