Эта выставка проходила год назад. И сейчас она больше всего демонстрирует мне в каком непостижимо отмороженном состоянии я тогда пребывала. И выставка-то была очень классная, и тема мне интересная и эстетика любопытная, но в памяти нет практически ничего. Точнее, где-то там оно есть - картинки из сети немного оживили воспоминания - но доступ к ним отсутствует на столько, что кажется, ничего там нет. При этом я помню, что ходила по выставке, смотрела, слушала, интересовалась, даже взаимодействовала с какими-то объектами - в общем, вела себя как нормальный человек - но результат показывает полное отсутствие присутствия. Поэтому мне трудно рассказать что-либо о выставке (кажется, я про Якунчикову больше помню!) Роясь в памяти, неожиданно откопала Летатлина:
На выставке было много оптических иллюзий, визуальных экспериментов уровня еще 20-30 годов. "Материализация" объектов, когда падающий на экране предмет неожиданно вываливался в реальное пространство - и этот цикл продолжался бесконечно. Была целая комната, где должен был подниматься какой-то парашют, но он не выдержал зрительского внимания и сник. Были объемные композиции - практически ничего не помню. Помню конструкции, противоречащие законам физики - точнее, удивительным образом удерживающиеся на прецизионном балансе своих элементов. Оракул, вытягивающий футуристические предсказания из интернета - где-то дома теперь лежит целая лента таких предсказаний). Произвели впечатления голограммы, выполненные путем насечек на листе металла. А еще было много чего - футуристические архитектурные проекты, музыкальные инструменты (кажется, был терменвокс), первая цветомузыка и даже картины, пугливо дрожащие при приближении зрителя... Все у меня слилось в некий чрезвычайно обобщенный образ футуризма. И вот сейчас я неожиданно осознаю парадоксальную вещь: футуризм ушел в прошлое...
Фантастика полностью поглощена антиутопией и постхолокостом. Человечество больше не стремится к пыльным тропинкам далеких планет - оно сидит на своей Земле и всего боится: гуманоидов, астероидов, плазмоидов, бестелесных "аватаров", инопланетных вирусов, черных дыр, белых карликов, злую Буку... Наша футуристическая архитектура постепенно выродилась в архаичное "чья башня выше". Наука работает не на благо человека, а на предотвращение климатических изменений, ради чего рекомендует человечеству поменьше размножаться... В 2010 году Рэй Брэдбери, в интервью в честь своего 90-летия, которое он дал "Аргументам и Фактам", так ответил на вопрос, почему его прогнозы не сбылись, и человечество не освоило Марс: "Потому что люди - идиоты... они хотят заниматься потреблением- пить пиво и смотреть сериалы». А еще - что они слишком увлеклись айфонами... Я уверена, что общество потребления возникло не само по себе, но не буду вдаваться в конспирологию. Я только хочу сказать, что футуризм мертв, а значит человечеству больше не нужно будущее. Только настоящее, только здесь и сейчас...
Я не думаю, что Третьяковка хотела передать посетителям такой мессадж. Выставка называлась "Лаборатория Будущего", была очень позитивна, да и не зря там этот интернет-оракул стоял - для "связи времен". Но парадокс проявился - все примеры стремления в будущее были взяты из прошлого. Может быть нам стоит как-то туда вернуться?