В Третьяковке проходит выставка британского портрета из
Национальной портретной галереи. По обмену - наши портреты отправлены в Англию. Говорят, им там выделили всего два зала, по сравнению с 13, отданными журналу "Vogue" в честь его юбилея. Но есть и плюсы: посещаемость превысила ожидания лондонских галеристов, и все каталоги проданы.
Выставка в Третьяковке тоже на самая масштабная. Зато мы получили все, что хотели, все лучшее, включая (предположительно, натурный) портрет Шекспира. При том что Британия в эти дни отмечала четырехсотлетие его смерти. Но хозяева заявили: мы рады, что Вильям отправился в путешествие. А вот мы британцам кое-чего не отдали. "Девочку с персиками", например, и еще какие-то пастельные работы - по соображениям сохранности.
Лондонская портретная галерея изначально собиралась как коллекция портретов знаменитых личностей Британии. Художественной ценности уделялось меньшее внимание, а известности автора портрета - вообще никакого. Главное - кто его модель. Этот подход, со всей очевидностью, прямо противоположен подходу Третьяковской галереи. Именно поэтому ее представитель, увидев в Национальной портретной галереи Британии портрет куртизанки Китти Фишер, не удержавшись, спросила: "А она что здесь делает?" В смысле, среди всех этих знаменитых людей. Но британцы вопроса не поняли: "А почему нет?" (думаю, это звучало как просто "Why?").
Уже в Москве, представляя картины Третьяковке, молодой директор Лондонской галереи коснулся этого эпизода: "Это у вас культ личности. Мы в этом вопросе белее свободны". Как мне интересно, какое слово он употребил: "person" или "personality". Первое - это личность-персона, второе - личность-индивидуальность. Равно как и то, какое слово перевели сотрудникам как "свободны". Директор имел в виду, что наши художники рисовали только "статусных" личностей, имевших некое особое положение в обществе, обладавших популярностью и известностью. Что не соответствует действительности, поскольку есть у нас, среди прочего, и портрет "Неизвестной", да и та же "Девочка с персиками" для зрителя - просто девочка. Чего не скажешь о самой Лондонской галерее. И с Китти Фишер все не так просто. Будучи "дамой полусвета", она была известна своей красотой, остроумием и страстью к верховой езде. А так же тем, что имела твердую цель выйти замуж за аристократа. И добилась этого! Чем, собственно, и прославилась. Правда, умерла через 4 месяца после свадьбы. Предполагают, от злоупотребления свинцовыми белилами в качестве пудры - видимо, считала, что выбеленной она выглядит более аристократично. Это по информации, полученной от Лондонской галереи. Наша Википедия выдает несколько иной "портрет" знаменитости:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B8 Ну и что же получается? Портреты знаменитостей, не взирая на их художественное достоинство, собирают англичане. А культ личности у нас! Потому что англичане свободны. У них любой может попасть в Национальную портретную галерею. Для этого он просто должен прославиться - всего лишь! И не важно, каким способом...
Портрет Китти Фишер, однако, любопытен. Найдете на нем вторую Китти Фишер? Не спроста она там...
Вторая - cat-fisher. Ловит рыбку... Искусствоведы обращают внимание на отражающееся в аквариуме окно, в которое стараются заглянуть любопытствующие).