У меня тут спросили, "а что такого в ричевском Шерлоке Холмсе". Ну и я так увлекся, отвечая, что получился целый пост :о)
Ничего "такого" в новом фильме нет. Он обычный, добротный, и на данный момент - макимально достоверный. Благодаря этому фильму можно наконец-то увидеть и сформулировать, насколько убог был советский фильм. Из холмса наконец-то сделали остросюжетный детективный боевик, каким он и задумывался автором, а не философскую притчу для многочисленного советского зрителя.
Кучерявые реверансы и нелепый образ Англии, взятый из советского букваря: файф'о'клок блять, субботний крокет в блестящих цилиндрах, скрипка, знаменитый блять английский юмор, изысканные манеры у самой распоследней шлюхи и прочая союзмультфильмовская нелепица - всё это воспринималось по меньшей мере одним поколением, как безусловная правда. В советском холмсе неверно абсолютно всё, начиная с места действия. В тогдашнем Лондоне, который был, на минуточку, крупнейшим портом самой могучей в мире империи, говно реками текло по улицам, безграмотные головорезы мочили в трущобах старушек за полпенни, половина населения не умела читать, а 11-летние беспризорники в опиумном угаре лишались девственности с пожилыми портовыми блядьми в многочисленных грязных борделях. Перед тем, как выстрелить в противника, английские джентльмены не произносили ледяным тоном: "сэр, извольте остановиться", не повторяли "это же элементарно, Ватсон" по любому поводу, и не изобретали сложных и изысканных способов совершить убийство, лишь бы поразить полицию своим вкусом и изобретательностью и подольше поиграть с ней в войнушку с шарадами. Просто мочили, и всё. То есть эпоха просвещения, индустриализация, и прочие прелести самой богатой империи - всё это было, конечно. И балы с криналинами были, и кареты, и смешные велосипедики с большим колесом, и фраки и прочая кукольная скукота. Но Холмс, как известно, по долгу службы все больше был вынужден находиться в вонючих и темных трущобах, в тех уголках Лондона, куда не ступала нога констебля, где колесо изобрели только вчера, а за конфету могут перерезать горло грязным ногтем. В ленфильмовском Шерлоке Холмсе самая злачная берлога самого страшного злодея - это чуть заброшенное, но обязательно изящное здание с сочащейся из каждой трещины английскостью, стоящее пустынном парке. Романтика, ёпт.
Всё блять было гораздо проще, грязнее и стремительнее. Враги не были обязаны плавно бегать друг за другом неспешными тактичными шагами, тщательно обдумывать и сопровождать мудростями каждый выстрел, и учтиво сквернословить бархатным басом только из-за того, что находились в Лондоне. Ленфильмовское представление о Лондоне 19 века сродни пресловутым американским "медведям на коньках, разгуливающим по Москве". С одной стороны это понятно - возможности съездить на натуру не было, не говоря уже о съемках на оригинальной локации. Но ведь американцы не снимают гигантских блокбастеров о России, строя декорации Москвы по своим анекдотам и комиксам про СССР. Уверен, что даже несмотря на цензуру, информационную блокаду и всякую прочую пропаганду, исторического справочного материала о Лондоне для съемок безобидного фильма в совке было более, чем достаточно.
Сам Шерлок Холмс был напрочь ебанутым и неопрятным наркоманом средних лет, а вовсе не степенным пожилым занудой, при каждом удобном случае норовящим продемонстрировать всем свой дерзкий орлиный профиль, модное пальто и скрипучий голос. На момент знакомства с Ватсоном Холмсу было около 28 лет, а действие ритчевского фильма, судя по строящемуся Тауэрскому мосту, происходит в районе тридцатилетия Холмса. А 60-летним старикашкой, которого нам показал Ленфильм, он стал под самый конец карьеры, к заключительному рассказу "Его последний поклон". Согласитесь, что при прочих равных условиях, психологические портреты 30-летнего и 60-летнего будут радикально отличаться, также, как и угол их восприятия.
"Вот спросите меня, Ватсон, как я до всего этого догадался, и я в очередной раз театральненько эдак продемонстрирую вам, какой я умный, а вы - тупой. Ну спросииииите, Вааатсон!". Настоящему Холмсу было преимущественно глубоко насрать на производимое им на людей впечатление, а его склонность к затворничеству и уединению и вовсе исключала подобные манеры самовлюбленного комика. Особенно нелепо и противоестественно они смотрятся в исполнении нарочито полоумного дедушки.
Ватсон был лощеным, надменным и хладнокровным врачом, а не бледным тупицей с усами циркового силача и вечно удивленными глазами. Советские киношники наверное специально "оглупили" Ватсона, чтобы еще раз напомнить зрителю, кто тут главный герой, и еще немного усилить градус уважения, обеспеченный первоначальной наебкой с его почтенным возрастом. Оказывается, Ватсон - не тупой солдафон с градусником, без устали восторгающийся фокусами Холмса, и за это с радостью таскающий за ним запасной револьвер. Он вовсе даже умный, самостоятельный и абсолютно равноправный напарник. Настоящий Холмс (тот, который неуправляемый псих) никогда не демонстрирует своего превосходства над разумным доктором ("это же, блять, элементарно, дурья башка!"). Без доктора этот ваш Холмс задушил бы себя во сне подушкой, умер бы от истощения, забыв, что надо есть, или был бы убит в поножовщине с миссис Хадсон.
Всё. Можно включать мозг. Чмоке.