Областной суд предложил горожанам компенсировать убытки министерству обороны при запрете полетов военных самолетов. 26 сентября на судебном заседании активисты-экологи передали в суд ходатайство с просьбой запретить полеты боевых самолетов с аэродрома «Шагол». В ответ судья наложила обеспечительные меры, что означает перевод денег на депозит суда. Эти деньги могут пойти на оплату ущерба министерству обороны от наложенного запрета на полеты над городом боевой техники.
Необходимую сумму суд не определил, однако до перечисления денег на депозит ходатайство остается открытым. При этом не учитывается, что министерство обороны финансируется за счет налогоплательщиков, и они же должны оплачивать некие предполагаемые убытки военного министерства.
Челябинский региональный благотворительный общественный фонд «За природу» выступает в роли истца по этому делу. Руководитель фонда Андрей Талевлин так прокомментировал ситуацию: «Суд по закону может потребовать в качестве обеспечения иска денежную сумму на депозит. Мы, как фонд, защищаем в этом процессе право граждан на благоприятную среду проживания. Другими словами, общественные интересы граждан города Челябинска. В связи с чем прошу всех граждан поддержать нашу инициативу и перечислить небольшие суммы от одного рубля в качестве гарантии по обеспечительной мере».
Другие истцы по этому делу тоже готовы внести свой вклад. Например, пенсионерка Галина Фоменко готова перечислить половину своей пенсии только для того, чтобы прекратились полеты самолетов над ее домом. По данным последних замеров в некоторых районах города уровень шума достигает 90 децибел. Акустическое воздействие такого уровня может повредить психику или даже привести к летальному исходу.
Уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов серьезно обеспокоен положением с полетами боевых самолетов: «Боевые самолеты в небе над Челябинском продолжают ухудшать экологическую ситуацию в городе. В зону шумового воздействия попадают десятки детских садов и школ. Я подготовил заключение по этому вопросу и считаю, что полеты грубо нарушают права граждан».
Прилагаем ходатайство о запрете полетов боевых самолетов:
В Челябинский областной суд
Г.Челябинска
Ул.Труда 34
Истцы:
Фоменко Галина Аркадьевна,
проживающая по адресу: г.Челябинск,
ул. Хохрякова 30-120, д.т. 774-27-88;
Прошкина Валентина Филлиповна,
проживающая по адресу: г.Челябинск,
ул. Салютная 4-109, д.т. 243-04-80;
Цыганов Александр Николаевич,
проживающий по адресу: г.Челябинск,
ул. Героев Танкограда 40а-91,
д.т. 772-03-24;
Челябинский региональный
благотворительный общественный фонд
«За природу», адрес:
г. Челябинск, пр.Ленина 52, офис 301,
т. 263-55-56, Талевлин Андрей
Александрович;
Ответчики: Администрация Курчатовского района
г.Челябинска, адрес: г.Челябинск,
ул. Куйбышева 30а.
2.Министерство Обороны РФ
119160,г.Москва,ул.Знаменка,д.19;
Войсковая часть №69806
г.Екатеринбург 620151;
Войсковая часть №
Третье лицо: Министерство по
Радиационной и экологической
безопасности Челябинской области,
адрес: г. Челябинск, пр. Ленина 57;
Ходатайство
«о принятии обеспечительных мер в виде запрещения
юридическому лицу, его органам или участникам, совершать действия, связанные с осуществлением полетов самолетов СУ-24 над территорией г. Челябинска»
В жилой зоне города Челябинска в непосредственной близости от жилых домов расположен Аэродром Челябинск «Шагол», находящийся в 2 километрах северо-восточнее железнодорожной станции «Шагол» на землях Курчатовского района г.Челябинска площадью 511,9137 га., и Сосновского района Челябинской области площадью 458,56 га.
В соответствии c нормативными документами и генпланом города Челябинска земельный участок аэродрома «Шагол» относится к зоне воздушного транспорта, видам землепользования, требующие решения согласительной комиссии. Аэродромом «Шагол» относится к первому классу используется государственной авиации Министерства Обороны Российской Федераций (далее по тексту «МО РФ»).
Право бессрочного пользования землями в границах Курчатовского района г.Челябинска территории аэропорта предоставлено ответчику Министерству обороны РФ, зарегистрировано право бессрочного пользования на основании следующих документов:
Свидетельство о государственной регистрации права 74-АГ №008907 от 2 сентября 2010г кадастровый номер 74:36:000000:974 на основании приказа Министра обороны РФ от 28 апреля 2010г. №432 и землях Сосновского района Челябинской области, свидетельство о государственной регистрации права 74-АВ №016676 от 4 февраля 2009г.
На основании директив ответчик Министерство обороны РФ (далее МО) своим решением от 18 июля 2010г.№Д-011 поставил задачу перед командованием ВВС и ПВО сформировать авиационную базу из трех авиационных эскадрилий 24-СУ-24М,12-СУ-24М с базированием на аэродроме «Шагол». Без учета мнения граждан проживающих в г.Челябинске, и не согласовав данные действия с органами местного самоуправления.
Ответчик подтверждает, что факт неблагоприятного шумового воздействия от полётов боевой авиации в Тракторозаводском районе города Челябинск по улице Марченко протяжённостью 2 км (абз. 4 письмо Министра обороны РФ Сердюков А.Э. от 20 января 2012 года), основываясь на служебную необходимость для входа в глиссаду самолётов, заходящих на посадку. В судебном процессе было установлено, что предпосадочное снижение самолетов типа Су-24 (глиссада снижения) проходит над Ленинским, Тракторозаводским, Калининским, Курчатовским районами города Челябинска и в непосредственной близости Металлургического и Центрального районов.
При производстве полётов с курсом взлёта и посадки 300 градусов был установлен район сильного шумового воздействия от самолётов типа Су-24 при их снижении по глиссаде. Этот район ограничен улицами Велосипедная и Механическая. Установлено, что глиссада предпосадочного снижения на дальности до ВПП около 14 км 700 м проходит над улицей Велосипедная (Тракторозаводский район). Заканчивается этот участок над улицей Механическая (Калининский район) на дальности до ВПП около 10 км .Протяжённость данного участка около 4 км 700 м.
При этом изменение высоты полёта над этим участком происходит со снижением, примерно с Н = 730 м до Н = 500 м +/- погрешности лётчика.
Снижение по глиссаде выполняется во взлётно-посадочной конфигурации (ВПК), т.е. с выпущенными шасси и механизацией крыла. При этом лобовое сопротивление самолёта во ВПК, с выпущенными шасси и механизацией крыла намного больше лобового сопротивления самолёта в обычной полётной конфигурации. В связи с этим полёт во взлётно-посадочной конфигурации требует повышенного режима работы обоих двигателей и при этом сопровождается сильным шумовым воздействием
Второй вариант набора высоты.с курсом 130 градусов в направлении улицы Велосипедная и Тракторозаводского районного суда. Взлёт и набор высоты выполняется над Курчатовским, Калининским, Тракторозаводским, Ленинским районами и в непосредственной близости Металлургического и Центрального районов
Набор высоты на взлётных (повышенных) режимах работы обоих двигателей самолётов типа Су-24, сопровождающийся сильным шумовым воздействием, выполняется непосредственно над жилыми кварталами от улицы Механическая (Калининский район) до улицы Велосипедная (Тракторозаводский район) протяжённостью около 4 км 700 м.
с дальнейшим с разворотом примерно на центр города Челябинск, ж/д вокзал и далее с набором высоты на взлётных (повышенных) режимах работы обоих двигателей, сопровождающихся сильным шумовым воздействием, над жилыми кварталами Курчатовского, Калининского, Центрального, Советского, а иногда и Тракторозаводского и Ленинского районов, в непосредственной близости Металлургического района.
Взлёт в направлении на город Челябинск на форсажных режимах работы двигателей, сопровождающихся чрезмерно сильным шумовым воздействием, с дальнейшим набором высоты в обоих вариантах на взлётных (повышенных) режимах работы обоих двигателей сопровождается сильным шумовым воздействием на жилые кварталы Курчатовского, Калининского, Тракторозаводского, Центрального, Советского, Металлургического, а иногда и Ленинского районов. Военная часть 69806 совершает полеты военных самолетов с территории аэродрома «Шагол» практически ежедневно, длительно; полеты осуществляются как в дневное, так и в ночное время, а так же в будние и выходные дни; полеты проводятся как одиночные, так и групповые до 6 самолетов одновременно, взлет и посадка самолетов проводятся на низких высотах и непосредственно над жилыми домами города. Полеты совершаются не только над жилой застройкой, четырех административных районов города в том числе над 25 детских дошкольных учреждениях вместимостью 6000 детей, 13 школ вместимостью 15000 учащихся, а также над учреждениями здравоохранения. Шум влияет на здоровье населения.
Экспертным заключением от 29 августа 2012г., проведенным Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области на основании Челябинского областного суда от 31 мая 2012г. установлено, что превышение допустимых уровней для эквивалентного уровня звука составило: 4-30 дБа, для максимального уровня звука : 2-33дБа., что превышает допустимые уровни шума, что не соответствует СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях, жилых, общественных зданий и территории жилой застройки»,
Ранее проведенные измерения
1.Протокол измерений параметров физических факторов среды № 613-ОФФ-9/3-КГ от «08» июня 2011г.
2.Протокол измерений параметров физических факторов среды № 614-ОФФ-9/3-КГ от «08» июня 2011г.
3.Протокол измерений параметров физических факторов среды № 615-ОФФ-9/3-КГ от «08» июня 2011г.
4.Протокол измерений параметров физических факторов среды № 616-ОФФ-9/3-КГ от «08» июня 2011г.
5.Протокол измерений параметров физических факторов среды №1288-ОФФ-9/6 от 17 ноября 2011г.
Также подтверждают факт нарушения прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде. В настоящее время население города Челябинска по вине ответчика находится в неблагоприятных условиях проживания. С каждым днем состояние здоровья граждан ухудшается одной из причин ухудшения здоровья граждан, является влияние шума от полетов военных самолетов с аэродрома «Шагол» СУ-24,СУ-24М. Полеты, которых сопровождаются сильнейшим шумом, превышающим предельно допустимые значения. Ухудшения здоровья населения подтверждается Статистическими данными
ГБУЗ «Челябинский Областной Медицинский Информационно-Аналитический Центр» от 25 сентября 2012г. №ИС-827 « О предоставлении данных об общей и первичной заболеваемости населения в Челябинском городском округе за 2009-2011гг»
При измерении физических параметров среды от полетов военных самолетов авиационной базы ВВС РФ, расположенной в п. Шагол, подтвердилось, что уровень звука при полете превышает допустимый уровень в несколько раз и не соответствует требованиям санитарных правил и нормативов. Население города испытывает, в дополнение к химическому загрязнению от промышленных предприятий города, влияние акустического воздействия от шума самолетов военной авиации,
Несмотря на неоднократные обращения во все органы государственной власти на нарушение прав, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами, вопрос о прекращении полетов над городом не решен до сих пор.
В связи с массовым нарушением прав граждан г. Челябинска в Челябинском Областном суде рассматривается гражданское дело в защиту неопределенного круга лиц к Министерству Обороны РФ «О прекращении экологически вредной деятельности, взыскании материального и морального вреда пяти гражданам .с 24 ноября 2011 года по 26 сентября 2012 года и судебное решение неизвестно когда будет вынесено и вступит в законную силу
Разрешение конфликта затягивается по следующим причинам:
1) аэродром «Шагол» имеет искусственную взлётно-посадочную полосу (ИВПП) с магнитными курсами взлёта и посадки 120°/ 300° и невозможность взлёта и посадки самолётов с другими курсами, что не позволяет осуществлять взлет и посадку не над территорией г.Челябинска;
2) в соответствии с особенностями лётной эксплуатации самолётов, взлёт и посадка осуществляются, как правило, с одним курсом; применительно к аэродрому «Шагол» - либо только с курсом 300°, либо только с курсом 120°; основной курс взлёта и посадки на аэродроме «Шагол» - 300°;
3) невозможность выполнения полёта по кругу в сторону, противоположную от города Челябинска в ввиду производства полётов в аэропорту «Баландино»;
4) необходимость полётов на малой высоте по прямолинейному участку протяжённостью около 20 км через Ленинский и Тракторозаводский районы для выполнения посадки; самолёты Су-24М и Су-24МР, базирующиеся на аэродроме «Шагол» и выполняющие над городом Челябинском наиболее опасные, сложные и напряжённые этапы полёта, как взлёт, набор высоты, снижение по глиссаде, создают угрозу безопасности населения города Челябинска, с высокой вероятностью авиационного происшествия в пределах города Челябинска, с возможным падением самолета на жилые кварталы или промышленные зоны, с гибелью людей, разрушением жилых, а также промышленных сооружений, и возможностью экологической катастрофы;
Перед началом совершения действий по организации базы ВВС на аэродроме «Шагол»в соответствии с действующим законодательством необходимо было определить санитарно-защитную зону и зоны ограничения застройки (ЗОЗ) для защиты местного населения от воздействия шума и электромагнитных излучений, чего сделано не было.
Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами. В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью акустического воздействия.
Данное нарушение должно быть устранено, так как произошла застройка в данной зоне и по фактическим замерам акустического воздействия оказывается неблагоприятное влияние шума на здоровье населения. Единственный выход в этой ситуации - запрет полетов военных самолетов с аэродрома «Шагол» и поиск Министерством обороны РФ площадок, соответствующих санитарным нормам, или строительство нового аэродрома с соблюдением действующего законодательства.
Полеты СУ-24, осуществляются с нарушением природоохранных требований, существует реальная возможность изменить неблагоприятную экологическую обстановку и влияние на население шума , в результате чего вредоносность будет исключена. Тем самым суд вправе удовлетворить данное ходатайство. В материалах дела представлены многочисленные доказательства нарушения природоохранного законодательства.
Действующее законодательство, а именно:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями)Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды позволяет в данном случае приостановить полеты СУ-24
«Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.»
Руководствуясь действующим законодательством :Конституцией РФ
1. Ст. 1065. ГК РФ. «Предупреждение причинения вреда»
1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Статья 140.ГПК РФ «Меры по обеспечению иска»
1. Мерами по обеспечению иска могут быть:
2) запрещение ответчику совершать определенные действия;
Прошу :
1.Обязать Министерство Обороны РФ, находящееся по адресу: 119160, г.Москва, ул.Знаменка, д.19; приостановить полеты самолетов типа СУ-24 с аэродрома «Шагол» до вступления в законную силу судебного решения
Представитель Фоменко Галина Аркадьевна по доверенности Ильина А.Г
____________________ «____»___________________
Представитель Прошкиной Валентины Филлиповны по доверенности Ильина А.Г.
____________________ «____»____________________
Представитель Цыганова Александра Николаевича по доверенности Ильина А.Г.
______________________ «____»_________________
Ильина Анна Григорьевна _____________________ «____»__________________
(по доверенности от организации Челябинский региональный благотворительный общественный фонд «За природу»)