Культурные традиции у животных

Feb 02, 2024 12:36

Это не про наличие у бобров академии добра, а у волков консерватории по художественному вою. В своей основе культура - по сути, передача опыта между живыми существами. Вот человек не просто бегает по саванне, а увидев, что другой бегает с палкой, норовит палку взять. Если также поступает кто-либо, повторяя действия животных вокруг - значит есть культура. А если есть постоянное повторение через обучение - это уже культурная традиция.

Например, кошачьи навыки охоты. Традиция - кошка учит котят ловить мышей, причём долго и целенаправленно. Гепарды по сравнению с домашней кошкой обладают гораздо более сложными навыками охоты: им необходимо настигать добычу на высоких скоростях. В теории и котёнок и детеныш гепарда смогут постепенно научится всем необходимым приемам охоты самостоятельно. Но обучение существенно повышает их шансы выжить. На практике их и так выживает в дикой природе не более 20% - 30%, а при самостоятельном обучении порог снизится до 5% и ниже, что обычно приводит к вымиранию, если животное сложнее мыши.




О том, что животины без конца учатся друг у друга всему, достоверно знали все натуралисты, скажем Пришвин или тот же Брэм. То, что медведица обучает медвежат, как и волчица с лисой, знал любой охотник с древности, с каменного века. Тот же Джек Лондон, в художественной форме («Белый клык» и «Зов предков»), буквально раскрывает «школу» и «высшее учебное заведение» у волков, где обучение происходит постепенно. Но не хватало массового, научного подхода изучения традиций видов, когда пристально изучается один вид, собирая максимальный объем информации и потом сравнивая полученные результаты. Раньше такое было просто невозможно: у натуралистов прошлого не было видеокамер, датчиков и Интернета для обмена информацией и сравнения поведения животных в разных экосистемах.

К 21 веку в Англии организовали системную работу в этой области, в результате чего смогли выявить новые культурные традиции, свойственные синицам. Некоторые из них замечали и раньше. Например, ученые после 1920-х стали замечать, что синицы стали расклёвывать крышки у бутылок с молоком и выпивать сливки. При этом, раньше таких бутылок просто не было, синицы научились этому с нуля и постепенно научилась вся «синичья Англия». Но не хватало твёрдой, научной базы - массового исследования.
С 1940-х в Уитэм Вудсе, рядом с Оксфордом, стали постоянно следить за своими синичками. Понятное дело, к нашему времени накопилось огромное количество материала. А затем, когда появилась возможность буквально всех тамошних синиц чипировать, синицам решили поставить задачу и посмотреть, как они с ней справятся.

Орнитолог и этолог Аплин наставила в лесу коробочки-загадки для синиц: внутри находился корм, но сначала ее надо открыть. Она поймала две пары синиц из разных популяций, научила их коробки открывать и после выпустила. Через 20 дней оценила результаты.

Зелёные - те синицы, кого не обучила Аплин.
Синие и красные - обученные Аплин синицы, что-бы открывали синюю или красную дверцы коробочки.



Это про обученных открывать синюю или красную дверцу. Навык передавался между синицами очень наглядно, эдакий консерватизм в обучении - как показали, так и будем делать.



В популяциях, где не было обученных синиц, коробки-головоломки открыли от 9% до 53% синиц. А в тех популяциях, куда вернулись отловленные и обученные Аплин синицы - от 68% до 83% синичек сумели открыть коробки с едой. То есть с возможностями 21-ого века, в отличие от натуралиста Пришвина, мы можем снабдить датчиками сотни птиц, а после не просто угадать, а доказать факт - синицы обучают друга друга новым навыкам, подсматривают за поведением всех, кого видят и учатся, учатся, учатся. Обучаемость такова, что если в стайке есть синица умеющая делать нечто, синицы в этой стайке в 12 раз вероятнее будут уметь тоже самое.

Далее Аплин усложнила головоломку - в ней было две разные двери, красная и синяя, она обучила разных синиц открывать двери разных цветов. Раз, два три - эта привычка доминировала в стайках, куда разлетелись по-разному обученные синицы. Но! Всё-таки, даже при твёрдом соблюдении почти всеми учениками традиции, часть вносила свою новацию: обучившись открывать синюю дверцу, синицы пытались научиться открывать красную и у них это получалось.

Для понимания уровня открытия: у воронов мозг весит 15 граммов. У синиц - не более 1-2 граммов со всеми натяжками, когда к весу мозга плюсуются все рядом находящиеся нервы. Но даже этого хватает на свою академию Хогвартс, где чудесную шкатулку будут открывать разными способами, часть обученных синиц будет дальше развивать умения, а вообще не обученные птицы могут сами додуматься, как открывать «дверь в рай».

Аплин - биолог упёртый и продолжила наблюдать за синицами ещё долго. Спустя несколько месяцев головоломки с едой сняли. В общей сложности через год выжили только 60% синиц, которых изучала Аплин, но народилось целое поколение других синичек, которые никогда не видели головоломок, ранее висевших в лесу. Но когда Аплин вернула коробки, синицы почти сразу всё пооткрывали, при этом традиции у разных стаек, в плане открывания дверей определенного цвета, также сохранились.

На сегодня глубина культуры среди видов не ясна. Исследования требуют огромного количества дорогой электроники, кучи видеочасов наблюдений, много ресурсов для сравнения разных вариантов. Понятно, что киты и приматы друг друга обучают без конца, а косатки и белые медведи вообще могут создавать академии по обучению навыкам сложной охоты среди льдин открывать, причем у каждой группы будут свои супер-новации и крепкие традиции. Чего только стоит групповая охота косаток на тюленя, когда льдину буквально раскалывают волной. Это достигается за счет того, что три косатки идут как подлодки, в едином строю.

Ряд ученых показали, что культурные традиции существуют среди разных групп диких животных. Лазоревки учатся открывать молочные бутылки; афалины учатся добывать пищу с помощью губок, горбатые киты - ловить рыбу пузырьками, шимпанзе в разных регионах используют орудия по-разному. Ну а как же бобры с выдрами, воробьи с лисами? По каждому виду надо будет провести массовые исследования. Учитывая размеры мозга и сложности решаемых задач, можно с уверенность сказать, что далеко не все способности вшиты в ДНК. Вшить в ДНК умение с правильной стороны подгрызать дерево и хитро выдернуть мышку из-под снега не получится никак, этому надо учить и учиться.

https://www.nationalgeographic.com/science/article/scientists-instil-new-cultural-traditions-in-wild-tits#:%7E:text=In%20the%20early%2020th%20century%2Cthe%20layer%20of%20cream%20beneath

Культурная эволюция, Культура у животных, Эволюция, Дарвинизм, Синицы, Биология, Дарвин, Естественный отбор

Previous post Next post
Up