Значит первейшее отличие советской общаги, от нынешней буржуйской, которую сегодня могут дать от работы - советская общага давалась на семью, а не как койко-место. Нынешние коечные общаги это для вахты, жить в них нормально нельзя. а в советской во первых жили по сути бесплатно, во вторых семейно. Тесно? А давайте подробнее про тесноту.
При царизме лично моя Усманская родня, считала за благо, что живёт в доме с одной большой комнатой, кухней и аж просторными сенями! Внимание - 9 детей плюс 2 взрослых в этом доме проживало и считали люди себя счастливыми. То бишь жилищная теснота при коммунистах, это прямое следствие оной тесноты при царизме, учитывая так же 82% сельского населения, числом 110 000 000 крестьян. Коммунисты разом решали вопросы от обучения букварю всех людей, до стройки плотин. И да, не всё сразу, не поспевали иной раз, а иногда сильно отставали. Ну да зато делали.
Пиркер Владилен Вольдемарович (1927) «Ленинград сегодня. Огни новоселий» 1964
Старт коммунисты взяли скажем с царской Москвы. Итак - царский период это к 1917 году 126 000 000 м2, и на одного человека в городах по 8,2 м2. В сельской местности делите на 3 - 4 эту цифру, люди в прямом смысле слова, как и в 10 веке, спали на лавках, в навал, по полу и по комнате, порой единственной в избе. Ро оценкам на всю царскую Россию, к 1914 году можно с трудом насчитать 220 000 000 м2 жилой площади. Ну как и сказал выше, в итоге в сельской местности по 1-1.5 квадрата на нос и то хорошо, ибо всё население было тогда 175 000 000 человек.
В.Е. Маковский. "Ночлежный дом". 1889 г.
Пименов Юрий (Георгий) Иванович (1903-1977) «Огни университета» 1951
Не стоит конечно забывать, что купцовая-буржуёвая прослойка жила и вот так, лучше чем в этих ваших США, с лифтами, 7 комнатами и отдельной от кухни столовой, где кроликов резала кухарка, а вот несла пожрать на стол барам - служаночка в чистейшей униформе. А шо, могли жа!
Старинный лифт XIX века в доме купца Муяки. Санкт-Петербург.
Так же при царизме 43% рабочих, которые бежали от голодухи в города, вынуждены были снимать жильё, им никто семейные общаги в 99% случаев не давал, в отличие от Ленина и Сталина. В довесок многие вообще снимали койку, то есть в комнате жило по несколько чужих людей и это в лучшем слусае - несколько. 70% одиноких работяг снимали ПОЛОВИНУ КОЙКИ, койку или в лучшем случае угол. Именно в царский период и сложилась дикая практика - большая часть народа в городах России, жила в подвалах и полуподвалах, казармах, коечных помещениях и землянках. В Москве в 1910 году 327 000 русских людей жили в коечных помещениях. Это надо всем помнить, кто умилялся экипажами и Борменталем с Преображенскими, котоыре посещали вечерами арии и прочие увеселения. 20% Москвы при царе жиди как скот, в туберкулёзе, без образования и воды для мытья. В одной комнате проживало до 15 человек.
К.П. Пынеев. "По миру". 1892 г.
Но да, 5 - 7 % в городах при царизме жили вот так - чисто, опрятно, свежо. Где то ютились миллионы бедолаг, дети умирали от истощения и изнасиований, а гдей-та чаи гоняли.
"Чаепитие", Загорский Николай, 1890, Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
Яков Калиниченко "Художник за работой", 1897
Коровин - "За чайным столом", 1888
Например вот прямое описание от любителя царизма - Достоевского. С одной стороны он был лизоблюд, но писатель в целом нормальный, умел строчку к букве верно пригвоздить и описания бытовухи при царизме давал на редкость честное.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму.
Маковский Владимир Егорович (1846-1920)
«Свидание», 1883
Это ещё ничего, парнишка вроде в подмастерьях. но всё равно пока голодает без матери, но мать пока жива, не померла.
Душезверское описание нищеты, бесправия, где нет надежды на врачей. царька и полицию. Полиция не поможет, врачи бесплатно мать не вылечат, подвал так и будет подвалом без отопления, это вам не кровавая сталинская общага. Уж что что, но в Сталинской общаге было тепло и можно было к врачу бесплатно попасть круглые сутки!
И вот всё это грохнуло и попёрло воевать, а когда навоевалось за буржуйские антиресы царька, устроили революцию и царька в итоге улопатило. Но проблемы созданные царьком остались - теснота, нет жилья, образования. И потому что бы хоть как то продохнуть, Ленин приказал для начала уплотнить Борменталей с Преображенскими и прочими богачами. Да, общаги, но любая советская общага это плюс 100 баллов по сравнению с царской коечной хатой, где люди просто в безнадёге подыхали пачками.
Якоби Валерий Иванович (1834-1902)«Осень», 1865
С нуля пришлось создавать почти всё, от здравоохранения, вместо земских платных врачей, который был один на несколько тысяч крестьян. До строительной индустрии, со станками, бетонными заводами и скажем арматурными. Между прочим царимз ничего систематически не развил и не построил, кучу всего закупал за бугром.
Левитин Анатолий Павлович (1923-2018) «Вечер в саянских Черёмушках» из серии «Строители Сибири» 1979
С 1918 по 1928 год было построено 208 000 000 м2 жилья. Но большая часть по деревням - 152 000 000 м2, остальное в городах. Мало? Мало, но зато своими руками, не ввозя мигрантов миллионами, платили рабочим честно, до рублика, а не обманывали как сегодня. Сегодня ж как? таджика кинул, денежку в карман, а таджик в суде не выиграет ничего. Тогда так было нельзя, за такой к стеночке кровенелы палач Сталин ставил, не понимал он такого буржуйского юморка, пульками в рожу снабжал за такое.
Пушнин Александр Тихонович (1921-1991) «В районе новостроек» 1960
Семаков Геннадий Анатольевич (1926-2015) «В новых условиях» 1957
И замечу особо, всё что построено - это не продано! Это построено государством или за гос кредит без процентов и с нулевым риском выселения даже за неуплату оного кредита. За дальнейшие пятилетки вот так стройка шла.
Такая политика СССР привела от общаг к отличному жилью. которое по нынешним меркам вообще недосягаемая мечта. Людишкам сейчас продают как благо человейник в тридцатиэтажном жлобовнике, без школы и больницы, без библиотеки и детсада. покупай, а там сам крутись. Вокруг мкада миллионы там прозябают уже и будут прозябали в гетто. СССР принципиально гетто не строил.
Товстик Владимир Антонович (1950) «Субботний вечер. Микрорайон» 1978