У медведя мягко говоря долгий культ и начали его творить ещё неандертальцы, заставшие вот такую хтоническую скотину.
Он был на треть! крупнее наших бурых медведей и в итоге при вставании на задние лапы возвышался в рост до 350 см. Впечатлял, настолько впечатлял неандертальцев, этих суровых разумных суперхищников, что они в своей среде не просто сложили про него суровые и страшные сказания, но тут же придумали устроить из пещер где обитали медведи этого вида - первые храмы. Кости в эти пещеры неандертальцы стали стаскивать и укладывать по укромным местам. Это же дело поддержали пришедшие на смену неандертальцам хомо сапиенсы-кроманьонцы, то бишь мы.
Что там творилось, как пели и читали обряды, уже не узнаем. Но культ медведя прекрасно пережил весь Ледниковый период, оттаивание и период унылого и трудного мезолита - перехода к неолиту. Культ медведя и земледельческий неолит пережил в памяти людей и уже земледельцы усиленно уважали медведя настолько, что его настоящее название - Берложник - Беар - Берлога, не смели произносить и называли по разному, но только не Берложником - Беаром. Культ медвежий отчётливо сохранился у северных малых народов, включая тех кто сегодня живёт на Российской нефтяной земле - у хантов и манси. И чем леснее племя было, тем больше уважания медведю. Да, его убивали, но усиленно просили прощения, сохраняли в уважении лапы и голову, пели песни, использовали лапы как мощные амулеты. То же самое делали уже славяне спустя тысячи лет после периода мезолита.
И в итоге раскрывается суть - почему у второго по значимости славянского бога Велеса - Волоса, бога торговли, вдруг часто проступает лик медвежий и обиталищем этого бога признаётся то побережье реки, то наоборот лютая трещоба из елей и сосны. Дело всё в разном развитии славянских племён. Одни, те что были ближе к Киеву ( плодородные и тёплые почвы) сделали Велеса покровителем торговли и плавания по рекам, ему приносили жертвы в виде мяса и прочей еды, после успешного преодоления опасных участков. А у тех славян, которые жили в том же Новгороде и в целом в лесах, Велес всё так же был тем же, чем остался у манси с хантами - богом чащобы, мудрым и суровым хозяином Медведем. При этом звериный образ Велеса не более чем способ общения с людьми, так то боги у славян всегда были в образе людей, подобно Греческому пантеону богов. Те славяне что были более развитыми, чтили Велеса как защитника торговли, а те кто жило охотой и рыбалкой - просили подмоги в охоте и что бы само собой медведи не сожрал и волки иже с ними.
К слову славяне и будущие славяне уже в 400-х годах торговали с греками-римлянами пшеницей, путь торговый был сложен. На Днепровских порогах часто нападало кочевьё, на пути через степи к греческим портам кочевники тем более пытались ограбить славян. У прото-славян ареал жизненный был как раз по правому берегу Днепра, а левый берег был под сарматами и прочими злыднями из степей и они страсть как любили грабить земледельческие торговые караваны. А пройти надо было к Крыму и в итоге Велес, который зародился в сознании людей как бог чащоб, стал ещё и богом способным даже в жаркой степи помочь.
Увидеть то, как примерно представляли себе славяне Велеса, можно на памятнике. Велес на заднем плане, лицо позади лежащего татарина.