Жизнь русского крестьянина до революции

Dec 27, 2021 16:26

Ещё одно ценное и простое описание, от того кто жил в той реальности. Герой советского союза - Василий Иванович Козлов (1903 - 1967). Он написал книгу о своём жизненном пути - "Верен до конца", издание 1973 года. Василий Козлов дослужился до генерал майора, один из главных организаторов Минского партизанского движения. Прожил всего 65 лет, но оно и не дивно, человек и детство своё провёл тяжело и потом много испытаний выпало.

Так вот, он родился в деревне, в домишке площадью 20 квадратов. Это был обычный дом для его деревни Заградье. Эту деревню война буквально стоптала, следа почти не осталось. И Василий Иванович просто и доходчиво описал ситуацию в дореволюционном селе среди крестьян. Огромная перенаселённость, беднота, безземелье. Дома ставили порой вплотную друг к другу. Внутри избы в которой он жил были полати, это такие лавки, общее спальное место для всей семьи. Спали на соломенном тюфике, его и клали на эти лавки, накрывались домотканной холщовой дерюгой.

Были в доме и подушки, но крестьяне такое добро оставляли в приданное. В частности семья Василия Ивановича хранила для дочери - Маши. Ещё старые подушки были у родителей. В углу избы была насыпана картошка, для повседневного питания. Основной запас был в подполе. Над полатями тянулась жердь, на ней висел материн полушалок, сапоги отца., причём эти сапоги перешли ему от деда. В сапогах ходили строго по праздникам и то по самым важным. Вдобавок сапоги брали напрокат родственники.




Гостинцем для детей считались тыквенные семечки, они тоже висели в мешочке на жёрдочке. Землю пахали сохами, плугов почти не знали из за их дороговизны. Одежда вся домотканная. Отец семейства уезжал на заработке в Киев, но их хватало ровно что бы не сдохнуть с голоду. Коровы были не породистые, в частности у Козловых была такая, что и молока то с трудом от неё получали. Отсюда слово - "забелить", это значит не налить молока для вкуса, а налить молока для цвета и запаха... Именно так крестьяне большую часть года на всех молоко и растягивали. К весне и в этом селе ив окрестных коровы страдали от бескормицы, покосов было мало и сена не могли заготовить в достатке. Основная еда - капуста, картошка, лук. Весной вали в поле щавель, аир, в болоте отыскивали рогоз и ели его крахмалистые корни. Крапива, лебеда тоже шли в ход.

Понятно и ежу, что в такой нищете не было ни библиотеки, ни постоянной больницы и тем более бесплатной для населения. Хорошо если был знахарь, вместо аптекаря, а врач был просто недоступен всем людям, кроме зажиточных, коих 5 % от силы.

В общем народ русский по всем окрестным сёлам так и жил, большая часть года с хлеба на квас, но хлеба не всегда хватало до нового урожая. При царизме всё ещё сохранялись владения панов и помещиков, они нещадно штрафовали крестьян за любые заходы их скота на свою землю. Для разрешения выпаса скота, крестьяне ходили к пану на отработку. В итоге порой нельзя было это делать - помещик требовал отработки в страдную пору, свой бы урожай успеть посадить. В итоге женщины потмо ходили на болото, собирали какую могли траву, вручную.

На всё село было да зажиточных кулака, у них было по 15 гектаров земли, плюс по 10 гектаров выкупленной земли в лесах. Они владели тремя мельницами. На все несколько сот окрестных крестьян, только эти два кулака могли позволить себе каждый день ходить в сапогах. У помещика Цебржинского был кирпичный завод, рабочая сила - те самые нищие живущие окрест крестьяне, гнули спину и порой получали зарплату кирпичами, что бы сложить в доме печку. В итоге кто мог - ехал на заработки. Но то были ж не кровавые коммуняки, никто крестьянам не давал направления на завод или стройку, с выдачей того самого ужасного, но бесплатного барака для житья. При царизме выживай как хошь и всего делов. В итоге мужики ехали наудачу в Гомель, Могилёв, Вильно, Екатеринослав, Питер.

В Восемь лет Василия отдали в школу. Лапти, домотканная свитка, аналог длинного свитера, который застёгивается. Никакой школы по сути не было, хата небольшая у церкви, вот и весь стандарт обучения. На второй год обучения отсеилось 30% учеников и не из за глупости - не было одежды что бы ходить в колу, ведь надо ходить и зимой, а это нужна хорошая тёплая одежда. Крестьяне зачастую такой не имели. Для многих семей обучение ребёнка - роскошь, его вместо этого отдавали в няньки и подпаски, помощники пастухов. В итоге школу окончили (к 11 годам) только 8 человек из 50. Бедность есть бедность. Реально законченная школа для 1910 - 1917 была редкостью, хотя на бумаге у чинодралов царских конечно писалось иное.

В итоге к Первой мировой войне русские пришли примерно на 90% такие по житию, по всей стране. Лишь 3 % были реально зажиточными кулаками среди крестьян. Ещё 7% туда-сюда и всё, остальное реальная и необразованная беднота. Отсюда и революция, которую крестьяне живо и радостно поддержали, поддержали и свержение царя и его уничтожение в Екатеринбурге.

Кто то всерьёз думает, будто все эти крестьяне жалели царя и его семью? Да сплюнули в бок и дальше пошли работать русские люди. Кто то тосковал по прошлому царизму? Нет конечно, тосковать по тому, что сгнило задолго до революции мог только кулак или идиот. Конечно жизнь не стала сразу сахарной, но как минмиум за 10 лет коммунисты всех крестьян обучили бесплатно и по настоящему развили сеть школ, библиотек, учителей стали массово подготавливать.  Василий Козлов к примеру уже в 1929 поступил учиться в Минский университет, само собой бесплатно. Сохранись царизм, он бы стопроцентно из нищеты не выбился и никакой университет человеку не светил бы даже к старости.

История, Крестьяне до революции, Крестьяне, Козлов Василий, Уровень жизни

Previous post Next post
Up