Moral relativism, terrorism, opera & моё письмо Александру Генису и Соломону Волкову (part 2)

Jun 02, 2015 02:16


(Окончание. Начало здесь: http://seva-brodsky.livejournal.com/12435.html)

Воспользовался Вашим советом, Александр.

А также почитал, что пишут другие читатели и/или слушатели "Свободы": http://www.svoboda.org/content/transcript/26671930.html

Думаю, что со временем появятся еще комментарии, из которых самые ценные, на мой взгляд, почти всегда те, которые критичны, благо хвала, как правило, полезной информации обычно не содержит.

Leonid Chernin ·  Лучший комментатор · Rehovot, Israel - 7 ноября в 14:59

Я большой поклонник Мета и стараюсь бывать там всякий раз, когда, увы все реже, бываю в Нью-Йорке. На тему постановки в Мете оперы "Смерть Клингхоффера” недавно я читал статью, ссылку привожу.

(http://evreimir.com/92306/тревожный-сюжет-еще-раз-о-metropolitan-opera/)

Не со всеми рассуждениями автора я согласен. Прямой связи с тем, что Мет ставит оперы Вагнера и выбором "антисемитской оперы" на сюжет известного террористического акта я не просматриваю. К тому же, несмотря на существующий в Израиле негласный бойкот произведений Вагнера не далее как 23.12.14 в Иерусалимской синематке будет прямая трансляция из Мета оперы Вагнера "Майстерзингер из Нюренберга". Словом, прорыв блокады.

Я не знаю насколько «антиизраильской» является премьера в Мете, но я видел на сайте театра небольшие фрагменты, из которых с очевидностью это не следует. Да, там есть сцена как арабская женщина проливает слезы над своим убитым сыном, застрелившим инвалида Клингхоффера только за то что он еврей. Но там же есть и кусок из арии самого Клингхоффера, в которой он обвиняет своих убийц в нападениях на ни в чем не повинных ребенка и женщины у стены плача, а капитан судна грудью защищает старика. Словом пока полностью судить о Метовской постановке я не берусь. Жаль, что в короткий показ не вошел фрагмент, о котором уважаемый мною А Генис говорит "он (Адамс) с симпатией изобразил палестинских террористов, он дал им голос, там есть “Хор изгнанных палестинцев”, - один из самых красивых эпизодов в опере, который какую-то симпатию зала вызывает." Могу только сожалеть об этом. Воспевание террора, откуда бы он не исходил, очень опасно. Не думаю, что о терроре 11/9 опер писать нельзя, а про "палестинский" можно. И тот и другой являются крайними проявлениями исламского фундаментализма, этой чумы нашего времени. И в этом смысл ХАМАС и ИГИЛ близнецы братья.

Недавно я видел в Иерусалимской синематеке прямую трансляцию из Мета оперы Верди Макбет. Анна Нетребко и другие пели, на мой взгляд, замечательно, но в финальной сцене английские войска, пришедшие в Шотландию, чтобы свергнуть Макбета, выглядели как бойцы то ли Аль-Каиды то ли ИГЛА (если это не одно и тоже), они потрясали автоматами Калашникова и размахивали зелеными флагами ислама. Возможно что Машаль с Абу Мазеном остались бы довольны, но у меня это вызвало отвращение.

Примерно с год назад директор Мета дал интервью, в котором он отстаивал необходимость модернизировать классику. Но то что я видел никакого отношения к искусству на мой взгляд не имеет. Это просто глупость, если не сказать провокация. Слишком легко нынешние левые либералы к месту и нет используют в политике и искусстве вариации на исламские темы.

И последнее. Не могу согласиться с не менее мною уважаемым С. Волковым, когда он так легко, походя, замечает "А ситуация с Палестиной, как мы с вами знаем, иная. Тут скорее люди, которые отрицают всякие права, условно говоря, за палестинским народом, они скорее в меньшинстве в мировом сообществе.". Для меня здесь спорно все три положения. И то, что ситуация с "Палестиной" иная, и то, что существует "палестинский народ" (я то думал, что речь идет об арабах, проживающих в Палестине, а "палестинский народ" злостная выдумка КГБ, подхваченная создателями "Организации Освобождения Палестины" за несколько лет до войны 1967 года - какую Палестину они хотели освобождать тогда, впрочем как и сейчас?), и, наконец , о меньшинстве мирового сообщества. О каком таком "мировом сообществе" идет речь? Еcли это о послушном антиизраильском большинстве, исправно голосующем в ООН, или о том, чья голова забита СМИ, на которых антиизраильская пропаганда щедро проплачивается? Словом, ценность понятия «большинство сообщества» для меня очень сомнительна. Иначе придется признать, что меньшинство которое осуждает агрессию России против Украины, или когда то слабо пыталось протестовать в Германии против прихода Гитлера было неправо. Вопрос слишком серьезный, чтобы бездумно размахивать флагами ислама на одной из самых лучших оперных сцен мира, да еще под одобрительные аплодисменты зрителей, надеюсь, не ведающих что творят.
Анатолий Добрович · Ashqelon, Israel

Высокочтимые собеседники на удивление поверхностны, когда принимаются судить о мифе, которым композитор Джон Адамс и его либреттистка воспользовались для накаливания драмы в опере «Смерть Клингхоффера». А. Генис и С. Волков почему-то едины в том, что героизация палестинских террористов «закономерна», между тем как героизация смертников, разрушивших башни ВТЦ 9-го сентября 2001, выглядела бы крайне неадекватной. Собеседники не дают себе труда разобраться в сути дела. Еще одно усилие воображения - и им пришлось бы признать, что террористы, погибшие в самолетах в том сентябре, отдали свои жизни не просто так, а во имя торжества исламской цивилизации над порочной (мерзостной, по их мнению) цивилизацией Запада, воплощаемой Америкой. А стало быть, героизации в мусульманских странах они вполне подлежат, и отлично подходят для укрепления мифа, который для полутора миллиардов людей является смыслообразующим. Примите их позицию - и драма колоссальной силы ляжет в основу очередной оперы. Вообразим себе, скажем, потрясающую сердца каватину Мохаммеда Атты перед тем, как он направил самолет на башню. Как только вы приняли, что в борьбе добра и зла Атта олицетворяет добро, здесь, по Пастернаку, «кончается искусство, и дышат почва и судьба». Однако героизм тех, кто погубил безвинных американцев, нашими собеседниками категорически отвергается, а вот действия палестинских террористов кажется «оправданными», ведь они выступают не против американцев. Они против израильтян, оккупировавших исконно палестинские земли.

Итак, собеседники довольно простодушно раскрывают свои позиции. Во-первых, они принимают созданный в КГБ нарратив о палестинском народе и еврейской оккупации. Во-вторых, они присоединяются к международному анти-сионизму, отрицающему право евреев на собственное государство. Оба, будучи дважды ассимилированы - как русские и одновременно американские евреи - по умолчанию утверждают, что их собственный опыт отказа от еврейства должен и может быть распространен на всю нацию, не так давно пережившую Холокост (ассимиляция - вот оно, единственное и окончательное решение еврейского вопроса). В-третьих, они приписывают палестинским террористам статус борцов за «освобождение», игнорируя то обстоятельство, что освобождение для этих борцов со злом предполагает сбрасывание евреев в море, а не мирное сосуществование двух народов: это зафиксировано в палестинских школьных учебниках, где Израиля на картах нет вообще. В-четвертых, будучи разносторонне осведомленными интеллектуалами, оба, конечно, знают, как именно мыслится исламофашистам решение еврейского вопроса в Палестине, однако допускают мысль, что это, в конечном счете, «справедливо», в то время как сопротивление израильтян агрессии арабов - при любом раскладе «несправедливо» (так называемая либеральная составляющая анти-израилизма).

Камера отъезжает: мы видим двух благополучных и раздобревших говорунов-евреев, в наибольшей мере озабоченных тем, находятся ли они на пике культурной моды, которая сегодня включает в себя неизменный респект по отношению к «борцам против жестоковыйного Израиля». Это люди необыкновенно одаренные и весьма искушенные в утверждении собственной значимости, но готовые манипулировать реалиями и этическими установками ради запоминающейся позы, ради красного словца, ради вошедшего в привычку самолюбования.
Напоследок предлагаю несколько воспламененно-экзальтированную статью, тем не менее содержащую определенную информацию и зерна разумного (ссылка взята из первого вышеприведенного комментария):

http://evreimir.com/92306/тревожный-сюжет-еще-раз-о-metropolitan-opera/

https://www.facebook.com/solomon.volkov.1/posts/360394370813863

Vlad Kras Сева, абсолютно с Вами согласен. Возмутительны высказывания Волкова и поддакивающего ему Гениса.
Следующий же комментарий взят из частного письма, посланного мне после того, как я поделился своими соображениями:

"... на мой взгляд, пора понять простую вещь. Те, к кому ты обращаешься - не оппоненты, споткнувшиеся, а сознательные наши враги (see Evan Sayet: "How modern Liberals Think - presentation for Heritage @ https://www.youtube.com/watch?v=eaE98w1KZ-c ).

Мы, евреи, своим существованием напоминаем о вечной морали, чьи законы нельзя прогнуть под обстоятельства. А, скажем, вся идея политкорректности как раз и сводится к тому, что обычный [человек] воображает себя вправе не только изобретать "альтернативно ориентированную мораль", но и силой заставлять других ей следовать. Ну и для некоторых это политкорректное [...] еще прекрасная возможность иллюзорно освободиться от своего еврейства.

Ты таким, как они, нужен только в качестве постамента собственного величия. ... В общем, и Генис и Волков - люди, выбравшие стать [...]. Выбравшие сравнительно недавно, наверное даже после 9/11, уже во вполне зрелом возрасте (поэтому чувствуют себя отстающими от тренда и спешать наверстать).
В Америку они приехали совсем-совсем не такими и не вдруг такими стали (иначе бы ты и не любил их слушать). …

Я понимаю, что все это цепляет. ... старые и казавшимися добрыми генисы-волковы превратились в полное [...]. Душу выматывает, время жрет. Право же, брось их …"

Кстати, Александр, один из комментариев на ФБ Волкова (см. линк выше) содержал такую интересную и, возможно, познавательную информацию в противовес Вашим следующим утверждениям:

"Хотя несколько книг написано на тему событий 11 сентября, где авторы пытаются проникнуть в психологию террористов. Я помню рассказ Мартина Эмиса, очень крупного английского писателя, который дает внутренний монолог террориста. Крайне неубедительное сочинение, все сводится к тому, что его герой мучается запором и в конце концов приходит к терроризму. По-моему, бред сивой кобылы. И это неслучайно. Потому что мы не понимаем этих людей, сколько бы времени ни прошло, сколько бы попыток ни было, никто не смог проникнуть в психологию терроризма так, как , скажем, это сделал Достоевский в «Бесах»."

Вот, что написала Соломону Волкову Inna Zaitseva (ошибочно приписав авторство комментария Вам):

"… In relation to you[r] comment about the hero of Martin Amis's novel who suffered from constipation, which resulted in him becoming a terrorist. There is some sense in this observation. According to contemporary science, our physiology sends bits of information i.e. energy from various organs of our body, to the brain, though emotions, feelings, thoughts, words and, as a result, our behaviour. It is how our brain interpretes our physiology. Therefore hypothetically, it is quite likely that the hero’s constipation i.e. physiology of his body, resulted in his behaviour, i.e. him becoming a terrorist. And history knows numerous examples of behaviour of famous persons, being the result of their physiological conditions (Stalin’s maniac depression, Hitler’s schizophrenia, to name but a few). …"

Соломон Моисеевич,

Я последовал совету Александра Гениса написать Вам через ФБ, но … Вы решили стереть все мои (да и другие) комментарии там (причем, вполне пристойные и достаточно вежливые), притом Вы меня оттуда и вовсе "забанили", как оказалось, дабы я не мог там еще комментариев понаоставлять.
Нечто Вы таким образом думали заткнуть рот несогласным? Ну, право … Ан нет, не тут-то было -- мы ведь, упертые, ежели не мытьем, так катанием возьмем :-)

Behold the comments following http://www.svoboda.org/content/transcript/26671930.html

Also partake of http://www.forumdaily.com/ogloxshie-serdca-poet-anatolij-dobrovich-otvet-pisatelyam-solomonu-volkovu-i-aleksandru-genisu/, which I found when looking for some background on your views vis-a-vis the whole opera matter.

I think the following pieces would be appropriate here as well:

http://www.forumdaily.com/a-muzyka-pyanit/ + комментарий, содержащий эссе про Баренбойма и Вагнера
http://www.forumdaily.com/art-does-not-owe-anybody-anything-or-not/ + linked articles in the comments
http://www.forumdaily.com/o-vysokom-iskusstve-i-nashej-istoricheskoj-pamyati-ili-neskolko-slov-o-rixarde-vagnere/

And now, I will leave you with this thought:

Whereas some of the things that Alexander Genis said irked me somewhat (as alluded to below), the main axe I have to grind is with your statements. You failed to notice the subtlety and validity of Genis' statements, making instead much more grandiose -- and erroneous -- ones, completely missing many of the points Alexander was trying to make.

Seva Brodsky ·  Лучший комментатор · Jerusalem, Israel

Вот ведь какая интересная штука получается с Соломоном Моисеевичем:

Я оставил несколько комментариев на его ФБ странице, касавшейся данного интервью (https://www.facebook.com/solomon.volkov.1/posts/360394370813863). Мои комменты в достаточно вежливой форме оспаривали его высказывания и утверждения по фактам. Там, кстати, были и другие критические комментарии, не только мои.

А теперь оказалось, что я не только не могу войти со своего FB account на эту страницу (Соломон меня там "забанил"), но он еще, вдобавок, убрал мои комментарии, равно как и критические замечания других людей.

Соломон, неужели у Вас настолько не хватает мужества, что Вы не в состоянии достойно (по-мужски) воспринимать критику, особенно по фактам?

Неужели Вы думаете, что, заметя под ковёр критику, Вы от неё избавитесь? Да ведь это лишь подзадоривает тех, кого Вы "забанили", на то, чтобы вывести Вас на чистую воду! Одумайтесь, Соломон Моисеевич! Вы не КГБ, и это не 20-й век -- welcome to the "brave new world" :-)

Неужели Вы не понимаете, что это лишь подливает масло в огонь слухов о Вашей недобросовестности касательно Вашей книги о Шостаковиче (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волков,_Соломон_Моисеевич, раздел "Волков и Шостакович")?

Вот уж, воистину, нет хуже нам врага, чем мы сами. "Язык мой -- враг мой" …
Seva Brodsky ·  Лучший комментатор · Jerusalem, Israel

Еще пара комментов с ФБ Соломона Волкова ( https://www.facebook.com/solomon.volkov.1/posts/360394370813863 ) от слушателя Zeev Shulman (пока Соломон их не стёр оттуда, как он уже проделал с моими комментариями и некоторыми другими критическими замечаниями, к тому же заодно "забанив" меня, как будто это что-либо в корне меняет):

"Как всегда, с интересом прослушал беседу уважаемых Соломона и Александра. Но сейчас остался в некотором недоумении. Я имею в виду тему постановки оперы "Смерть Клингхоффера". Если я правильно понял, уважаемый Соломон считает позитивным фактом эту постановку. Поскольку, во-первых, опера - талантлива (здесь ничего сказать не могу, поскольку оперу не смотрел и не слушал). Во-вторых, композитор Адамс - хороший человек. В-третьих, люди, осуждающие палестинский терроризм, - в меньшинстве в мировом сообществе (поэтому опера про 11 сентября - это плохо, а опера про палестинский терроризм - хорошо). В-четвертых, после спектакля можно устроить диспут. Не очень представляю себе тему диспута..."Надо ли было сбрасывать Клингхоффера за борт?" Честно говоря, протест детей Клингхоффера мне уже представляется достаточным основанием для того, чтобы снять эту оперу с репертуара. А бывшему мэру Нью-Йорка Джулиани - искренний респект за его позицию!"

Тот же слушатель цитирует следующее:

"В заявлении семьи Клингхоффера говорится: «Опера не даёт реального представления о том, что случилось: о бессовестном и безжалостном убийстве американского еврея. Это обосновывает, оправдывает и романтизирует террористическое убийство нашего отца. С нашей семьей не советовались ни композитор, ни либреттист и мы не играли никакой роли в создании этой оперы».

http://news.rusrek.com/ru/nyu-jork/nyu-jork--shtat-i-gorod/361521-vospevanie-terroristicheskogo-akta.html
Seva Brodsky ·  Лучший комментатор · Jerusalem, Israel

А вот вполне познавательная статья, многое объясняющая, от вполне известного автора:

http://avrom.livejournal.com/974641.html

Этот сжатый русский перевод взят отсюда:

http://www.haaretz.com/survival-of-the-fittest-1.61345
http://www.haaretz.com/hasen/spages/380984.html

Полная версия английского текста есть здесь:

http://www.webcitation.org/5pvy2Rvfw

Вдогонку:

Скажите, Александр и Соломон, а "как бы вы отнеслись к опере, в которой хор охранников Освенцима поет очень красивую песню, тем самым дав возможность высказаться и немецкому народу? где национальность большинства узников не указана (да и так все знают)?"

Каюсь, сие меткое сравнение пришло не в мою голову -- она принадлежит одному умному, чуткому и талантливому литератору, поэту и переводчику, ознакомившемуся с нашей т.н. "перепиской".

Кстати, Соломон, вследствие комментариев к этой передаче и благодаря ФБ (откуда Вы меня "забанили"), со мной связались некоторые люди, знающие Вас лично. Они мне сказали, что я всё правильно написал и описал. Так что Вы бы уж подумали о своей бессмертной душе -- на всякий случай ...

Политика, politics, История, israel, Израиль

Previous post Next post
Up