ЭПИГРАФ
ШТИРЛИЦ ВЫСТРЕЛИЛ В МЮЛЛЕРА. ПУЛЯ СПЛЮЩИЛАСЬ И ОТСКОЧИЛА. "БРОНЕВОЙ", ПОДУМАЛ ШТИРЛИЦ.
Необходимое предисловие.
Написала я это некоторое время назад, а теперь и повод опубликовать появился. :)
Вот знаете, как-то так вышло, что все 17 мгновений той самой весны прошли мимо меня. Ну не так, чтобы совсем, но полностью черно-белую версию Штирлица я ниасилила.
Однако загадка расцветки штирлицова кашне не давала мне покоя. 3 года команда рос.тв работала, чтобы я наконец узнала, какого цвета повязки на рукавах бравых советских гестаповцев. И вот, о чудо! Цветной Штирлиц!
Буквально с первой же минуты просмотра, я несказанно расширила свой кругозор. В титрах было заявлено, что геноссе бормана будет играть некто Визборг. Ну, конечно же, у меня же всегда было предчувствие, что те лыжи не зря прозябают у той печки, в конце они обязательно выстрелят пастором Шлагом.
Далее, я с интересом заметила, что при просмотре фашистской верхушкой разноязычной хроники английские куски требуют перевода, а немецкие и русские -нет. Молодцы, кто-там? геринг и шелленберг ("Спасибо, вам, герр Табаков, что вы были так же добры, как был добр дядя вальтер!"), полиглоты.
В сцене свидания Штирлица с женой я вся обрыдалась. Нет, серьезно. Единственное, что меня там утешило, так это то , как эта жена с посторонним гебешником ушли, не заплатив. Так им, буржуйским бюргерам, получи, фашист, гранату.
В четвертой серии пианистка Кэт повела себя крайне непатриотично. Говорил же тебе Штирлиц, езжай рожать в Швецию. Так нет же, мы останемся, мы останемся. И что? Порушила всю конспиративную идиллию своим рязанским акцентом. Я же говорю, женщинам не место в этом бизнесе.
Впоследствии выяснилось, что сам Штирлиц оказался достойным продолжателем дела незабвенной пианистки - он не только, последовав ее примеру, приложился к чемодану с рацией. Он развил идею и запечатлел свои отпечатки на всех ретрансляционных приборах в радиусе второго рейха. Чтоб знали, кто в доме хозяин.
"Во время воздушной тревоги Штирлиц забрался в кабинет правительственной связи. Он никогда не упускал возможности позвонить в Москву на халяву."
Это как раз про то, как он по вертушке звонил борману, забыв, что люди выдумали перчатки.
Вообще четвертая серия сама по себе примечательна. Наконец-то начались профессиональные иллюстрации к всенародно извесным историям про Штирлица.
"Утро. Квартира Штирлица. На полу валяются пустые водочные бутылки. На столе -банка с солеными огурцами, рюмки, шифровка о присвоении Штирлицу звания Героя Советского Союза. Пьяный Штирлиц одет в советскую парадную форму, поёт русские песни. Напротив него сидит шелленберг. Голос Копеляна за кадром: "В этот день Штирлиц был как никогда близок к провалу"."
Это про то, как Штирлиц в обход прямого начальства - читай шелленберга - пошел лично к геноссе рейхсфюреру и чуть было не попался.(В скобках замечу, что все ходят по РЕЙХСканцелярии в черном прикиде с черепами, и только Табачелло в цивильном костюме. Непорядок.)
"23 февраля Штирлиц встал пораньше, умылся, чисто выбрился, надел свежую рубашку и сел за стол. Выпив рюмку водки, он встал, подошел к окну и высморкался в занавеску. Он знал, что сморкаться в занавески неприлично, но сегодня он хотел побыть самим собой."
Ну хорошо, человек "всегда праздновал 23 февраля и каждый раз по-разному." , но причем здесь хроника 42-года Ленинграда , 43 Сталинграда, и 44 года Москвы, если он член аж с 1933-года и вообще уже 20 лет как натурализовался в Германии .
И вообще, наружке мюллера , должно быть, было любопытно взглянуть на фон Штирлица, 23 февраля пьющего водку и пекущего картошку в камине на фоне рояля. Что ж, у каждого свои недостатки.
Пятая серия меня поразила. Зачем, скажите на милость опытный разведчик сунулся вербовать пожилого неврастеника? Зачем? Не пожалел профессора древних манускриптов. Неужто за 20 лет непрерывной шпионской деятельности нельзя было навербовать себе работников посолиднее? В душу мою закралось сомнение. Неужели же кросавчегу и настоящему полковнику Исаеву не чуждо ничто кегебешное?
Далее Штирлиц случайно узнает, что его работодатели заполучили чемоданчег русской пианистки.
"Штирлиц шел по ночному Берлину. Вдруг он услышал треск. Этот треск он узнал бы из тысячи других - это был мопед Бормана."
На самом деле мопед не мой. То есть это вообще даже не мопед. Это тот самый чемодан Эрвина. "Он узнал бы этот чемодан из тысячи".
"Документы на стол! - закричал Штирлиц и врезал Мюллеру в ухо. - Кстати, Мюллер, не найдется ли у Вас канцелярских скрепок?" Голос Копеляна за кадром: Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза, и если Мюллера спросят, зачем приходил Штирлиц, тот ответит: "За канцелярскими скрепками".
Правда жизни. Так практически все и было. Только он зашел насчет чемоданчика и снотворного."Все знают, что у тебя есть прекрасное шведское снотворное."
Запоминается же как извесно лишь последняя фраза.
Вообще в этом фильме отрицательных героев нет. Только герой Дурова - провокатор и вообще плохой человек. Но справедливость восстановлена и хороший человек Штирлиц его застрелил. Без удовольствия, он же хороший человек. Остальные же кегебешники и гестаповцы вообще прекрасные люди. Особенно гестаповцы. Я уж не говорю про мюллера с шелленбергом, которые просто неимоверные кросавчеги. В их ведомстве даже рядовой сердобольный гестаповец, выставляя младенца на мороз, чуть не умер от сердечного приступа.
Так-то вот. Одно удовольствие смотреть на них . Я уж не говорю про слушать.
Они очень харизматичны и профессиональны. Как по слухам, писали советские школьники - "Дедушка мюллер! Мы хотим быть похожими на вас!". Как я их понимаю. Не записаться ли в гитлерюгенд? Или в бравые советские шпионы? Боюсь только, не возьмут меня... И слава Б-гу!
Бонус (
http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BC%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B):
• Мюллер бессмертен, как бессмертен в этом мире сыск. (Шелленберг, 9 серия)
• Нас всех губит отсутствие дерзости в перспективном видении проблем. (Штирлиц, 8 серия)
• Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности. Все определяется пропорциями: искусство, разведка, любовь, политика.
• Ясность - это одна из форм полного тумана. (Мюллер, 10 серия)
• Штирлиц (пауза), а вас я попрошу остаться. Еще на одну минуту. (Мюллер, 10,11 серия)
• Воистину: куришь американские сигареты - скажут, что продал родину.(Шелленберг, 4 серия)
• Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы. (Шелленберг, 9 серия)
• Маленькая ложь рождает большое недоверие. (Шелленберг, 4 серия)
• Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне можно. (Мюллер, 9 серия)
• - Они думают, если я не провалился за эти двадцать лет, значит, я всесилен. Хорошо бы мне стать заместителем Гиммлера. Или пробиться в фюреры - хайль Штирлиц. Я становлюсь брюзгой?
- Ничего, тебе идёт. (Штирлиц - Эрвин)
• - У вас голова не болит?
- От забот?
- От давления. (Мюллер-Штирлиц)
• Что это вас на эпитеты потянуло? Разведчик должен изъясняться существительными и глаголами: он пришёл, она встретилась, он передал. (Мюллер)
• - Штирлиц идёт по коридору.
- Что?
- Штирлиц идёт по коридору.
- По какому коридору?
- По нашему коридору.
- А куда он идёт?
- Не знаю. Голос за кадром: Штирлиц шёл к Мюллеру. (Шольц - Мюллер, 9 серия)
• - Всё настолько глупо и непрофессионально, что работать практически совершенно невозможно. Невозможно понять логику непрофессионала.
- А может, он хитрый профессионал?
- Хитрый профессионал не поехал бы в приют. Хитрый профессионал не поехал бы в приют, чёрт побери!!! (Мюллер - сыщик крипо)
• …А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый добрый человек, про которого распускают слухи. Ваш красавец шеф злей меня в тысячу раз. Просто он научился в своих университетах улыбаться и говорить по-французски. А я до сих пор не знаю, как надо есть яблоко - резать его, или есть так, как принято у меня дома: целиком. С косточкой. (Мюллер)
• Что случилось за те двое суток, что меня не было? Перевернулся мир? На землю сошёл Б-г? Кальтенбруннер женился на еврейке? (Штирлиц)